Гутман, Давид Григорьевич


Дави́д Григо́рьевич Гу́тман (1884, Ветка, Могилёвская губерния — 12 февраля 1946) — советский актёр, театральный деятель, режиссёр, один из инициаторов создания театров миниатюр и спектаклей-обозрений. Основатель (совместно с В. Я. Типотом)[2][3], первый директор и художественный руководитель Московского театра сатиры[4][5][6], Ленинградского театра сатиры (1926) и Московского театра миниатюр (1938). Брат актёра Вениамина Гута.

Вырос в местечке Бешенковичи Витебской губернии. Окончил Дрезденский политехникум. В 1903—1913 годах работал помощником режиссёра, в затем режиссёром в театрах Нижнего Новгорода, Харькова, Киева, Ветки и других городов. В годы Первой мировой войны руководил в Москве Мамоновским и Петровским театрами миниатюр; именно Гутман изобрёл для начинающего Александра Вертинского маску Пьеро[7].

В 1917—1919 годах Гутман возглавлял Свободный театр в Воронеже. В 19201922 — главный режиссёр и художественный руководитель Театра революционной сатиры (Теревсата) в Москве (вместе с Михаилом Разумным). Изначально Теревсат был театром малых форм, агитационных пьес и злободневных политических обозрений, предшественником «Синей блузы» и «Живой газеты»; но постепенно переходил к многоактным спектаклям[8]. В 1922 году театр был расформирован, часть труппы влилась в созданный Вс. Мейерхольдом Театр Революции[9].

В 1926—1929 годах Давид Гутман был ведущим режиссёром Московского театра Сатиры; объединил целое созвездие советских сатириков — Виктора Типота, Николая Эрдмана, Владимира Масса, вместе с которыми в 1924—1926 написал пьесы для Московского театра Сатиры: «Москва с точки зрения» (1924), «Семь лет без взаимности» (1925), «Ой, не ходи, Грицю, на „Заговор императрицы“» (1925)[7].

Одновременно Гутман в 1924—1929 годах работал как режиссёр в Ленинградском театре Сатиры, ставил спектакли в Московской оперетте. В 1928—1929 годах был режиссёром Московского мюзик-холла, где вместе с К. Голейзовским создавал «аттракционные представления-ревю».

С 1930 года Гутман работал в Ленинграде, ставил спектакли в Ленинградском мюзик-холле и в театре «Комедия»: «Чужой ребенок», «Стакан воды» и другие. После закрытия мюзик-холлов в 1938 году вернулся в Москву, где вместе с Типотом создал и возглавил Московский театр миниатюр[10].