Гьялцен Норбу


Чоки Гьялпо, также называемый его светским именем Гьялцен Норбу (родился 13 февраля 1990 г.), правительство Китайской Народной Республики считает его 11-м Панчен-ламой. Он также является вице-президентом Буддийской ассоциации Китая. Некоторые[1] рассматривают Гьялпо Норбу как доверенное лицо правительства Китая.

Положение Гьялпо как Панчен-ламы оспаривается более ранним признанием 14-м Далай-ламой Гедуна Чокьи Ньима. Гедун Чокьи Ньима, его семья и Чадрел Ринпоче, тогдашний настоятель монастыря Ташилунпо, были похищены и/или арестованы, а затем после официального признания Далай-ламой Гедуна Чокьи Ньима удерживались китайским правительством в каких-то неизвестных местах. Центральная администрация тибетского правительства в изгнании не признает выбор китайского правительства. Лишь некоторые монахи из контролируемых Китаем тибетских монастырей называют его Панчен-ламой[2].

Гьялцен Норбу родился 13 февраля 1990 года в уезде Лхари на севере Тибетского автономного района[3][4]. В раннем детстве он жил в Пекине, где получил китайское образование, затем был отправлен в монастырь Ташилунпо в Шигадзе (официальную резиденцию Панчен-лам) для возведения на престол в ноябре/декабре 1995 года[5]. С тех пор, как китайское правительство избрало его в качестве перевоплощения Панчен-ламы, он изучал Тибетский буддизм[6], в возрасте 10 лет к занятиям добавились тибетский язык, сутры и логика. Он двуязычный, и говорит как на тибетском, так и на китайском[7]. Большую часть своего позднего детства он провел в Пекине, изучая буддизм[6]. В одно из редких появлений на публике в подростковом возрасте Норбу произнёс речь на тибетском языке на церемонии открытия Всемирного буддийского форума 2006 года о буддизме и национальном единстве[8]. Сообщается, что делегаты встретили его холодно[9], а другие буддисты даже не пытались поприветствовать Гьялцена Норбу во время церемоний приветствия перед конференцией в среду[10]. Тензин Гьяцо, Далай-лама XIV не был приглашен, потому что Китай рассматривает его как «давнего упорного сепаратиста, который пытался расколоть свою китайскую родину и разрушить единство между различными этническими группами»[10].

Два года спустя, в 2008 году, он осудил антиханьские беспорядки в Лхасе, заявив: «Мы решительно выступаем против любых действий, направленных на раскол страны и подрыв этнического единства»[11]. Китай продвигает его как «публичное лицо тибетского буддизма»[12].