Дабстеп


Дабстеп (англ. dubstep, МФА: [ˈdʌbstɛp]) — музыкальный жанр, возникший в начале 2000-х годов в южном Лондоне как одно из ответвлений гэриджа. По звучанию дабстеп характеризуется темпом порядка 130—150 ударов в минуту, доминирующим низкочастотным «колеблющимся» (wobble) басом с присутствием звукового искажения, а также разреженным брейкбитом на заднем плане. От более известного драм-н-бейс стиль отличают резкая бочка и малый барабан, похожие на хардстайл.

В начале 1990-х в Великобритании стал популярен гараж-хаус — прибывший из США жанр электронной танцевальной музыки. В Британии он разделился на два подвида: в начале десятилетия появился спид-гэридж, а ближе к концу — тустеп. В 1999-м тустеп начал трансформироваться, приобретая более «тёмное» звучание с выделением басовой партии. Одними из первых новое звучание тустепа продвигали El-B и Zed Bias, музыканты из Кройдона, лондонского боро. Наблюдая за этой трансформацией, Нил Джоллифф и Сара Локхард в 2000 году создали лейбл Ammunition Promotions и начали заниматься устройством вечеринок под названием Forward (также FWD>>), ориентированные на новое звучание тустепа[2][3].

FWD>> изначально устраивались в клубе Velvet Rooms, а позже, в 2005-м, переехали в клуб Plastic People[4]. Первым резидентом Forward был диджей Hatcha, который в 2001 году стал ведущим первого радиошоу о дабстепе на пиратской станции Rinse FM[2]. На той же станции у вечеринок FWD>> было своё шоу с ведущим Kode9[5]. На новом лейбле и андеграунд-вечеринках сформировывалось звучание нового жанра в особенности благодаря таким музыкантам, как Benga и Skream. Пионеров дабстепа также объединял магазин виниловых пластинок Big Apple, который был чем-то вроде «штаб-квартиры» дабстеп-музыкантов, так как жанр фактически создавался знавшими друг друга музыкантами из Кройдона[3][6].

Изначально новую музыку называли 138 (имея в виду темп) или приписывали его к термину нью-дарк-свинг, который обобщал различные «тёмные» композиции гэриджа, в том числе треки брейкбита и грайма. Кто дал поджанру собственное название «дабстеп», достоверно неизвестно. Например, авторство приписывают Нилу Джоллиффу, который, услышав ремикс от коллектива Horsepower Productions на ямайского композицию MC Elephant Man, назвал трек дабстепом, отмечая влияние даб-музыки на новое звучание гэриджа. В 2002 году Kode9 выпустил диджейский микс «dubsteppa», из-за чего авторство приписывается ему. Так или иначе, этот термин в том же 2002-м попал на обложку американского журнала XLR8R, и название окончательно закрепилось[2].

Даб — это жанр ямайского регги с акцентом на тяжёлый бас и отсутствием вокала. На Ямайке дабом изначально называлась инструментальная версия трека без речитатива, однако написание музыки без исполнения MC в итоге выделилось в отдельный жанр. Дабстеп получил своё имя из-за схожего звучания. При своей трансформации из тустепа он также избавился от вокала, обзавёлся ломанным ритмом и низкочастотной басовой партией[2].