Давид, Жак Луи


Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и рисовальщик, центральный представитель неоклассицистической школы рубежа XVIII—XIX веков, педагог и политический деятель. Академик Королевской Академии живописи и скульптуры (с 1783; ассоциированный член с 1781).

Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье коммерсанта Мориса Луи Давида и его жены, Мари Женевьев (урождённой Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа. До 2 августа 1757 года — дня смерти своего отца, погибшего вследствие дуэли на шпагах, жил в частном пансионе монастыря Пикпюс[fr]. Благодаря брату матери, Франсуа Бюрону, девятилетний Жак Луи, позанимавшись с репетитором, поступил в Коллеж Четырёх Наций на курс риторики. Но Давид не был хорошим учеником — у него была опухоль на лице, возникшая после травмы, полученной при фехтовании, которая мешала его речи, зато он всегда был поглощен рисованием[3]. В дальнейшем эта травма стала серьезным психологическим препятствием в его общественной жизни. Давида даже называли «Давидом опухоли» (David de la tumeur)[4].

Его мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё, Нормандии. Будущее Жака Луи определили его родственники: его дядя Франсуа Бюрон и муж его тёти Жак Франсуа Демезон были архитекторами. Когда у ребёнка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди. Но он, преодолев сопротивление опекунов, в 1764 году пошёл учиться живописи к Франсуа Буше — ведущему художнику того времени, который приходился семье Давида давним другом. Буше был художником эпохи рококо, но вкусы менялись, и мода на рококо уступала место античному стилю[5].

Буше порекомендовал юноше заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа-Мари Вьена. Три года спустя, в 1767 году Давид поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры и стал заниматься в мастерской Вьена. Давид сделал три последовательные попытки получить ежегодную Римскую премию (Prix de Rome) (в 1771 году с «Минервой, сражающейся с Марсом», в 1772 году «Диана и Аполлон, убивающие детей Ниобы» и в 1773 году с полотном «Смерть Сенеки». После своей неудачи в 1772 году Давид объявил голодовку, которая длилась два с половиной дня, прежде чем Мишель-Жан Седен и Габриэль-Франсуа Дуайен призвали его продолжать рисовать. Наконец, в 1774 году Давид был удостоен Римской премии за картину «Эразистрат, открывающий причину болезни Антиоха» (тема была определена жюри Академии).