Резник, Давид


Давид Резник (порт. David Resnick, ивр. דוד רזניק‎;5 августа 1924, Рио-де-Жанейро — 4 ноября 2012, Иерусалим) — бразильский и израильский архитектор. Автор многочисленных проектов в Иерусалиме и его окрестностях, лауреат Премии Израиля за 1995 год.

Давид Резник родился в Рио-де-Жанейро в 1924 году. Его родителей привлекали идеи сионизма, и сам Давид присоединился к организациям «Ха-шомер ха-цаир» и «Хакшара» (последняя представляла собой сеть технической подготовки для молодёжи, планировавшей иммиграцию в Палестину для работы в кибуцах). В «Хакшаре» он познакомился со своей будущей женой Рахелью. Резник получил академическую степень по архитектуре в Рио-де-Жанейро, и во время учёбы четыре года проработал в проектном бюро знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера[1].

В 1949 году Резник переехал в только что созданное Государство Израиль, присоединившись к кибуцу Эйн-ха-Шофет. В начале 1950-х годов он перебрался в Тель-Авив, где работал в бюро архитектора Зеэва Рехтера, чьё творчество впоследствии называл «культурным оазисом». С 1956 года Резник с семьёй проживал в Иерусалиме, где до 1958 года работал с архитектором Хайнцем Рау, а в 1958 году открыл собственное дело. В дальнейшем большинство его работ (как отдельных зданий, так и проектов городского планирования) располагалось либо в самом Иерусалиме, либо неподалёку от него. Резник был одним из общественных деятелей, выступивших в 1997 году за расширение города-поселения Маале-Адумим на Западном берегу Иордана[1], и впоследствии построил там несколько зданий.

Помимо работы над архитектурными проектами, Давид Резник преподавал в хайфском Технионе и художественной академии «Бецалель». Он также занимал пост председателя Ассоциации архитекторов Израиля[1]. Резник умер в Иерусалиме в 2012 году и похоронен на кладбище «Хар ха-Менухот»[2].

Одной из первых собственных работ Резника в Иерусалиме стал восьмиэтажный дом на улице Агрон, известный как «Центр Амира» или «Дом „Суперсаль“» (в честь расположенного на его первом этаже первого супермаркета этой сети в Иерусалиме). Модернистское кубическое здание, опоясанное по всему периметру сплошным балконом, с жилыми этажами, опирающимися на V-образные пилоны, строилось панельным способом со скоростью один этаж в день и в 1963 году удостоилось премии за использование передовых технологий. При этом, однако, оно настолько выбивалось из общего архитектурного фона, что получило прозвище «самого уродливого здания в Иерусалиме». Его автору намекали, что с таким архитектурным стилем его место в Тель-Авиве, и планы строительства ещё двух зданий по общему проекту были отменены[1][3].