Дагар, Шарль


Шарль Дагар[1], д’Агар[2] (фр. Charles d'Agar[комм. 1]; 1669, Париж, Королевство Франция — май 1723, Лондон, Королевство Великобритания) — французский[7] (по другому определению — английский[8]) живописец, большую часть жизни работавший в Лондоне. Сын Жака д’Агара, популярный портретист позднестюартовской эпохи, ассоциируемый с кругом Готфрида Кнеллера.

Отцом Шарля д’Агара был Жак (Якоб) д’Агар (1642–1715) — гугенот по вероисповеданию, портретист, ученик Якоба Фердинанда Фута[nl], ставший в 1675 году академиком Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. Примерно в 1669 году Жак д’Агар женился первым браком на Мари Пикар (ум. 1673) — католичке, дочери (по другой версии — сестре[9]) натюрмортиста Жана-Мишеля Пикара[fr]; Шарль, — единственный выживший ребенок в этом браке, — родился вскоре после женитьбы, примерно в этом же году. В свете усилившегося давления на гугенотов д’Агар-старший вместе с семьёй покинул Францию, вслед за чем был лишён академического звания в январе 1682 года. К октябрю 1681 года д’Агары поселились в Лондоне, где они получили патенты о денизации[en][10]; позднее они переселились в 1684 году в Копенгаген, где д’Агар-старший работал до конца жизни, став придворным живописцем королей Дании Кристиана V и Фредерика IV[11].

Согласно архивным данным, Шарль д’Агар учился живописи в Лондоне у художника-декоратора и меццотинтиста Роберта Робинсона[12]; позднее он оставался с отцом в Копенгагене в 1686 и 1689 годах, прежде чем вернуться в Лондон в 1691 году. По возвращении в Лондон д’Агар начал набирать репутацию видного портретиста, вхожего в круги партии тори; известно письмо члена Палаты лордов от тори сэра Джустиниана Айшема, 4-го баронета[en] своему сыну от 25 июня 1711 года, в котором он рекомендовал д’Агара как способного портретиста наряду с более знаменитым современником — шведом Михаэлем Далем[13]. Поскольку он зачастую их не подписывал, многие портреты д’Агара традиционно приписывались его более знаменитому современнику Годфри Кнеллеру[источник не указан 763 дня]