Дажина, Вера Дмитриевна


Вера Дмитриевна Дажина (9 декабря 1944, Москва — 25 октября 2014, Москва) — советский и российский учёный-искусствовед. Доктор искусствоведения (1998), профессор (2003).

Родилась в семье военного журналиста Дмитрия Павловича Дажина и историка Ирины Мартиновны Дажиной (Филимоновой). В 1969 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1969) и очную аспирантуру там же (1972).

В период учёбы В. Д. Дажина работала экскурсоводом в Останкинском дворце-музее, научным сотрудником Дома-музея В. М. Васнецова. C 1972 по 1974 год — консультант правления Союза художников РСФСР, в 1974—1981 годах — научный редактор редакции искусства и архитектуры издательства «Советская энциклопедия». В 1980 году защитила кандидатскую диссертацию «Творчество Якопо Каруччи да Понтормо и проблемы развития раннего маньеризма во Флоренции» под руководством В. Н. Гращенкова.

С 1975 года преподавала на кафедре зарубежного искусства МГУ[1], курс «Искусство Возрождения» и спецкурс «Проблемы европейского маньеризма». В 1980—1985 годах читала специальные курсы по памятникам русской архитектуры и крупнейшим музеям России в Институте повышения квалификации Госкоминтуриста[2]. C 1985 по 2003 год — профессор кафедры истории искусства художественно-графического факультета МПГУ, где проводились общие курсы: «Искусство Возрождения» и «Современное зарубежное и отечественное искусство», а также два спецкурса по вопросам современного и классического искусства. В 1998 году защитила докторскую диссертацию по теме «Художественная жизнь Флоренции в период правления герцога Козимо I Медичи»[3]. С 2003 года — профессор[4] кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ. Также сотрудничала с Московским государственным художественно-промышленным университетом им. Строганова, где читала годовой курс по синтезу искусств[5].

В 1993 году по её инициативе совместно с В. С. Турчиным и рядом московских ведущих художников была образована Школа современного искусства «Свободные мастерские», в которой в системе курсовой подготовки была апробирована принципиально новая дисциплина «Теория и практика современного искусства». В программу обучения помимо практических мастерских для художников были включены такие новые дисциплины, как арт-менеджмент, проблемы арт-рынка и специфика его развития в России, вопросы экспертизы и оценки произведений искусства, особенности работы галериста и куратора в современных условиях.