Дайсон, Джеймс


Сэр Джеймс Да́йсон (англ. James Dyson, род. 2 мая 1947[1][2], Кромер, Норфолк) — британский изобретатель, промышленный дизайнер, основавший компанию Dyson[4].

Он наиболее известен как изобретатель безмешкового пылесоса с двойным циклоном, работающего по принципу циклонной сепарации. По данным Sunday Times, в 2023 году он является пятым самым богатым человеком в Великобритании, его состояние оценивается в 23 миллиарда фунтов стерлингов[5].

С августа 2011 года по июль 2017 года он занимал должность проректора Королевского колледжа искусств[6], а в сентябре 2017 года открыл новый университет, Институт инженерии и технологий Дайсона, в Уилтшире[7].

Джеймс Дайсон родился 2 мая 1947 года в Кромере, Норфолк, он один из трёх детей Джанет М. (Болтон) и Алека Уильяма Дайсона[8]. Он был назван в честь своего деда. С 1956 по 1965 год он учился в Gresham’s School, независимой школе-интернате в Холте, Норфолк. В этот период его отец умер от рака простаты[9]. Он преуспел в беге на длинные дистанции: «Я был довольно хорош в этом, но не потому, что я был физически силён, а потому, что у меня было больше решимости. Я научился решительности»[10].

Он провел один год (1965—1966) в Школе искусств Бьям Шоу, а затем изучал дизайн мебели и интерьера в Королевском колледже искусств (1966—1970), после чего перешёл на инженерные специальности. Именно во время учёбы в Королевском колледже искусств, где он изучал изобразительное искусство, Дайсон переключился на промышленный дизайн, отчасти благодаря наставничеству инженера-конструктора Энтони Ханта[11].

В 1970 году, во время учёбы в Королевском колледже искусств, Дайсон помог спроектировать плавсредство Sea Truck. Его первое оригинальное изобретение, «Боллбарроу», представляло собой модифицированную версию тачки с шаром вместо колеса. Это изобретение было показано в телевизионной программе Би-би-си «Завтрашний мир». Дайсон продолжил применять шары в своих и обретениях и создал «Троллейбол» — тележку, спускающую на воду лодки. Затем он сконструировал колесный катер «Уилбот», который мог двигаться со скоростью 64 километра в час как по суше, так и по воде[12].