Авиация дальнего действия СССР


Авиация дальнего действия ВС СССР — род сил авиации в ВВС СССР, являлась родом сил ВВС ВС СССР центрального подчинения, то есть подчинялась непосредственно Верховному Главнокомандующему ВС Союза[1].

Первыми в мире практическим созданием тяжёлых пассажирских самолётов, с 4 двигателями на крыльях, начали заниматься в Российской империи. На пассажирском самолёте инженера и пилота И. И. Сикорского Илья Муромец было установлено несколько мировых рекордов: в 1913 году был поднят груз весом 1100 килограмм, а 1914 — 16 пассажиров и собака. Эти события были занесены в книгу рекордов Гиннесса[2]. Данный самолёт серийно строился на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе, всего было построено 80 таких машин[2].

С началом Первой мировой войны было принято решение о переоборудовании «Муромцев» в боевые машины, аппараты покрыли стальной бронёй, снабдили корабельными скорострельными пушками «Гочкис» калибра 37 мм. Скорострельная пушка устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «Цеппелинам», в её расчёт входили наводчик и заряжающий. Позже тяжёлые самолёты стали вооружать пулемётами для стрельбы по аэропланам и земле, а позднее и бомбовым и стрелковым вооружением. Эти корабли были сведены в специальное формирование — эскадру воздушного флота. С этих событий и началась история дальней авиации России.

Возрождение дальней авиации в Советской России началось через несколько месяцев после Октябрьской революции. Декретом Совета Народных Комиссаров России от 22 марта 1918 года, предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трёх боевых машин.

Новый этап развития и совершенствования дальней авиации связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством авиационного конструктора А. Н. Туполева. ТБ-3 строились крупной серией, что позволило, впервые в мире, сформировать, в 1933 году, тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса.