Данкен, Роберт


Роберт Данкен (англ. Robert Duncan; 7 января 1919, Окленд, Калифорния, США — 3 февраля 1988, Сан-Франциско, США) — американский поэт[6], традиционно причисляемый критиками к битничеству, новой американской поэзии  (англ.) и поэтам Black Mountain  (англ.). Одна из ключевых фигур в поэзии послевоенной Северной Америки.

Роберт Данкен родился 7 января 1919 года в Окленде, штат Калифорния. Его мать умерла родами, а отец не имел средств содержать мальчика. В августе 1919 года Роберта усыновила пара последователей теософии, которая выбрала своего приемного сына после тщательной консультации с гороскопами и астрологическими таблицами. Данкен вырос в атмосфере сеансов, собраний членов «Герметического братства», среди библиотеки, наполненной оккультной литературой.

В 1936 году Данкен поступает в Калифорнийский университет в Беркли. В то же время он сближается с левым движением и начинает писать стихи на социальную тематику. В 1938 году он покидает Беркли, чтобы поступить в Блэк-Маунтинский колледж, но после горячей дискуссии с главой факультета по поводу гражданской войны в Испании, уходит и оттуда.

В это же время, осознав свою гомосексуальность, Данкен поселяется в Филадельфии со своим любовником, а годом позже они перебираются в маленькую коммуну в Вудстоке, штат Нью-Йорк, возглавляемую Джеймсом Куни, через которого Данкен знакомится с Генри Миллером, Анаис Нин и другими представителями богемы. В 1941 году Данкена призывают в армию, откуда вскоре комиссуют по причине гомосексуализма.

В 1943 Данкен пытается порвать с гомосексуальной средой, женившись на Марджори Макки, но несколько месяцев спустя брак терпит крах. В тот же период завязывается переписка между Данкеном и калифорнийским поэтом Кеннетом Рексротом, который знакомит его с лидерами Сан-Францисского поэтического возрождения.

В 1948 Данкен публикует свою первую книгу «Град небесный, град земной» (Heavenly City, Earthly City). В 1951-ом он знакомится с человеком, который становится его любовником на всю жизнь, художником Джессом Коллинзом. Вскоре после этого Данкен начинает играть центральную роль, как в Сан-Франциско, так и в Блэк-Маунтинской поэтической группе. Его поэтическая репутация укрепляется после публикации в 60-х трех сборников «Брешь в поле» (The Opening of the Field, 1960), «Корни и ветви» (Roots and Branches, 1964), и «Натягивая тетиву» (Bending the Bow, 1968). В 1961 году он получает Мемориальную премию Гарри Монро, в 1963 — Гуггенхеймовскую стипендию, в 1964 — Левинсоновскую премию журнала Poetry magazine (1964), а в 1985 — Национальную поэтическую премию.