Данте и Вергилий в аду


«Данте и Вергилий в аду» (фр. Dante et Virgille en Enfer) — картина известного живописца XIX века — Вильяма Бугро. В настоящее время картина находится в музее Орсе в Париже.

Находясь в Риме, Бугро рассчитывал посылать свои полотна на Парижский салон. Одной из первых самостоятельных его работ стала большая (281×225 см) картина «Данте и Вергилий в аду», написанная в год прибытия в Рим. Потерпев две неудачи в попытках выиграть Римскую премию (1848 и 1849), Бугро решил взять реванш. Его ранние представления в Салоне раскрыли эту жестокую жажду преуспеть. После его амбициозной картины «Перед смертью» (1849), молодой человек направил свои силы на создание чего-то еще более впечатляющего. Его вдохновила фигура Данте, чья поэма была очень любима романтиками. По-видимому, исходный замысел у Бугро возник под влиянием картины Делакруа на аналогичный сюжет. Делакруа, как и Энгра, Бугро причислял к величайшим художникам XIX века. Обосновывая, он утверждал, что первичной в их творчестве была искренность изображения «…того, что они видели и чувствовали, используя соответствующие их идеалу средства, и, особенно, линию». Тема картины была навеяна короткой сценой из строфы в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь XXX).

В восьмом кругу (круг для фальсификаторов и фальшивомонетчиков), Данте в сопровождении Вергилия наблюдает бой между двумя проклятыми душами: Джанни Скикки, который выдал себя за покойного богача, чтобы от его имени составить завещание с выгодой для себя, атакует и кусает в шею еретика и алхимика Капоккио.

Сцена из «Божественной комедии» («Ад», песнь XXX) (перевод М.Лозинского[1]), которая стала основой для работы художника:

Обращаясь к сюжету из Данте, Бугро ставил чрезвычайно амбициозную задачу, особенно в передаче страстей, которые должны были превзойти Делакруа. Натуралистичность должна была заставить зрителей поверить в жестокость сил, царящих в Аду. Однако сцена вызвала нападки многих критиков и отвращение публики на Салоне 1850 года[2]. Критик и поэт Теофиль Готье, однако, очень лестно отзывался о картине: «Джанни Скикки бросается на своего соперника, со страстью ярости, и господин Бугро великолепно передает это посредством изображения мышц, нервов, сухожилий и зубов. Борьба между двумя мужчинами вызывает горечь! Сила этого холста в его „прочности“: редкое качество!»[3].

В самом деле, Бугро демонстрирует в этой работе грандиозное дерзновение: он изучает эстетические границы, преувеличивая структуру мышц и искажая их, гипертрофируя позы, контрастируя цвет и тени, а также изображая чудовищные фигуры и группы проклятых душ. Все в этой картине призвано подчеркнуть чувства страха и ужаса: темы, к которым Бугро больше никогда не возвращался.