Дао цзан


Дао цзан (кит. упр. 道藏, пиньинь Dào Zàng) — полное собрание религиозной и философской литературы даосизма, в буквальном переводе — «Сокровищница Дао», «Сокровищница даосских писаний» или «Даосская сокровищница».

Первая попытка библиографического описания в рамках даосской традиции была предпринята Гэ Хуном, который в 19-й главе своей работы «Баопу-цзы» перечислил более 250 сочинений общим объёмом около 1300 цзюаней («свитков»). Возникновение собственно «Дао цзана» связано с деятельностью даоса Лу Сюцзина, который не только осуществил подбор текстов, но и систематизировал их, разделив всё собрание на три части, обозначенные термином дун («пещера, грот, вместилище»). Первоначальным ядром «трёх вместилищ» была литература трёх основных направлений даосизма, распространённых в Южном Китае в IV—V веках: Маошань (Шанцин), Линбао и оккультно-алхимического течения Саньхуанвэнь «трёх императоров», иерархически соотнесённых как, соответственно, высший, средний и низший уровни даосского знания.

В VI веке к «трём вместилищам» были добавлены «четыре приложения»: каждое из первых трёх соотнесено с одним из «вместилищ», а четвёртое — со всеми «вместилищами». Первое «приложение» связано с трактатом «Дао Дэ Цзин» и комментариями на него, второе — с трактатом «Тай пин цзин» (太平經) и комментариями на него, третье — с оккультно-алхимическим направлением даосизма, четвёртое содержало литературу Школы Истинного Единства.

При династии Тан существовало несколько каталогов «Дао цзана». В VII веке Инь Вэньцао составил «Юй вэй цзин му» («Указатель нефритовых апокрифов и канонов»), согласно которому «Дао цзан» состоял из 7300 цзюаней. Список же даосских сочинений, хранившихся в монастыре Тайцзингун (в Чанъане), охватывал тексты общим объёмом 5700 цзюаней.

В средние века «Дао цзан» в основном комплектовался за счёт включения в него всех хранившихся в монастырских библиотеках книг, независимо от их тематики. Во время восстания Хуан Чао большая часть книг «Дао цзана» погибла, однако их названия были зафиксированы в «Чжу нан цзин му» («Указателе канонов в красных обёртках»), составленном в X веке.

При династии Сун была проделана работа по восстановлению и дальнейшей кодификации «Дао цзана». Особенно интенсивно эта деятельность осуществлялась в 1012—1019 годах по приказу императора Чжэнь-цзуна. Главным исполнителем стал даос Чжан Цзюньфан, составивший также компендиум «Дао цзана» — антологию «Юньцзи цицянь» («Семь извлечений из Облачного Книгохранилища»). Сформированный им сборник состоял из 4565 цзюаней, распределённых по 425 хань (папкам), которые были кодированы иероглифами канонического конфуцианского учебника «Цянь цзы вэнь» («Тысячесловие») от первого знака «тянь» () до 425-го знака «гун» (), вследствие чего он получил название «Да Сун тянь-гун баоцзан» («Драгоценная сокровищница тянь-гун Великой Сун»). Текст этого варианта «Дао цзана» не сохранился.