Дарвинизм


Дарвини́зм — по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма, порой с существенным переосмыслением некоторых аспектов, представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор.

В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом.

Предложивший этот термин Томас Генри Хаксли противопоставлял его ламаркизму, приверженцы которого считают, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам внутреннее стремление к совершенствованию.

Некоторые затруднения при доказательстве и объяснении теории Дарвина во второй половине XIX века (в связи с незнанием в это время природы наследственности и природы изменчивости) были преодолены в XX веке — после появления синтетической теории эволюции, объединившей теорию дарвинизма и данные классической генетики, молекулярной биологии и теории информации[1].

Дарвинизм подвергается критике со стороны ряда представителей религий, считающих, что он противоречит божественному сотворению человека. В наше время такое мнение не общепризнанно. Кроме того, дарвинизм объясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это, согласно буквальному прочтению канонических текстов авраамических религий, идёт вразрез со сравнительно недавним образованием мира.

В США теорию Дарвина, её распространение и преподавание в школах и других образовательных учреждениях в масштабах страны, штата или на местном уровне неоднократно пытались запретить законодательно (наиболее известны «акт Батлера» и «обезьяний процесс» 1925—1926 гг. в штате Теннесси, но последний иск был рассмотрен в декабре 1978 года в федеральном окружном суде в Вашингтоне)[2].