Дарод


Сомалийцы исторически разделены на клановые семьи (или племена, союзы): дир, хавийя, исаак (вместе известные как самаале/самале — ведут свой род от патриарха Самале, а дарод связан с ними по материнской линии), дарод и раханвейн. Дарод происходит от кочевников-скотоводов (ачи), что имеет высокий статус («благородные»). Как хавийе и исаак, клан дарод трансграничный, члены клана проживают в Сомали, Эфиопии, Кении, Джибути. Клановые союзы подразделяются на кланы, которые в свою очередь на подкланы, и т. д. Дарод наиболее крупный клан, его основные подкланы — марехан, огаден, долбаханте, маджертин[1][2][3].

Известный представитель клана Дарод — Сиад Барре правил страной более 20 лет, его политика, несмотря на успехи в сферах образования и просвещения, борьбы с трайбализмом, привела к обострению в соперничестве между кланами, на государственные должности назначались представители клана марехаан (дарод)[4]. Межклановые стычки в 1998 г. привели к тому, что лидеры племен харти и маджертен клана дарод провозгласили автономный район Пунтленд[2][5].

Провинция Огаден (Эфиопия) населена по большей части кланом огаден (семья кланов дарод), Пунтленд — клан маджертин племени дарод[1].

Джон Фергюссон рассказал вариант легенды о происхождении клана, согласно которой человек украл тапочки у пророка Мухаммеда, и последний в наказание произнес «ты изгнан», что по-арабски звучит примерно как «дарод». При этом существует другая легенда (клановая), которая гласит, что благородный араб Даруд Джабарти потерпел кораблекрушение у Сомали, и его имя дало название клану[5].

Также считается, что дарод основан в X—XI вв. Абдуррахманом ибн Исмаилом аль-Джабарти, потомком двоюродного брата пророка Мухаммеда Акыля ибн Абу Талиба, который после переезда с Аравийского полуострова на Сомали женился на дочери вождя клана дир Добире[6].

Сомалийцы объединяются в пять семей кланов или племён — дарод, дир[англ.], исаак, хавийя[англ.] и раханвейн[англ.]. Согласно отдельным классификациям иногда выделяют в отдельную семью клан дигил. Эти основные кланы, в свою очередь, подразделяются на более мелкие подкланы. В частности, журналист Иван Коновалов в книге «Сомали: бесконечность войны» разделяет дарод на следующие подкланы[7]: