Даршан


Да́ршан, да́ршана (санскр. दर्शन [IAST: darśana] «лицезрение») — термин в философии индуизма, охватывающий широкий круг значений, восходящих к зрительному восприятию: взгляд, воззрение, точка зрения, интуиция, прозрение, лицезрение, учение, философия и т. п.[1] В религиозной практике индуизма даршаном называют созерцание божества, почитаемого человека или священного объекта. Даршан носит двухсторонний характер: верующий лицезрит объект поклонения, в то время как объект «видит» посетителя (верующего). В религиозной практике результатом даршана является благословение, полученное от ви́дения божественного[2].

Термин произошёл от санскр. «darśana», что означает «ви́дение» или «зрение». Последнее, в свою очередь, возникло от глагола «dṛś», то есть «видеть», «наблюдать»[2]. Видящий или зритель именуется «дарши». Даршан трактуется как «внутреннее» или «духовное зрение», которое освещает или проясняет внутреннее пространство человека, находящиеся в его уме мысли и образы. В то же время даршан означает интеллектуальную ясность умозрения и озарение ума светом откровения. В целом, даршан рассматривается как ви́дение реальности и прозрение[2].

В философской литературе термин может употребляться как аналог западного понятия «мировоззрение» или «философия». Даршан как мировоззрение ассоциируется с непосредственным ви́дением реальности в противовес рационалистическому духу европейской философии. Кроме того, даршан отражает практическую сотериологическую ориентацию индийской мысли, — её нацеленность на освобождение от перерождений, — в отличие от чисто теоретического интереса, свойственного европейскому подходу[3].

В религиозной жизни даршан отождествляется с ви́дением божественного. Главная цель верующего, приходящего в храм или совершающего паломничество, состоит в лицезрении образа Бога, святого или божественного объекта. В течение жизни для обретения освобождения также рекомендуется получить даршан связанных с богами священных мест — Гималаев, Каньякумари, Ганга, святых городов и т. п. Получение даршана Бога и святого является двухсторонним: божество или святая личность видит паломника, обращает на него своё внимание[4].

Миллионы верующих устремляются в храмы для лицезрения божества. У мурти божеств могут специально подкрашиваться и изображаться преувеличенными глаза, чтобы Бог и человек лучше «видели» друг друга. Ценным считается даршан, полученный в определённые дни недели либо в определённые («священные») даты индуистского календаря. Например, даршан Сиддхи Винаяка (Ганеши) в Мумбаи популярен во вторник, особенно если вторник совпадает с четвёртым днём уходящей луны. Даршан гуру получают по четвергам (так как четверг приурочен к планете Юпитер / Гуру и называется «гурувар»), а даршан Лакшми — по пятницам[5].