Духовные дары


Духовные дары — термин христианского богословия, пришедший из Нового завета (Книга Деяний, Посланий апостола Павла, напр.: 1 Кор., гл. 12 и 14 и др.), под которым подразумеваются благодатные проявления Святого Духа в верующих людях. Христиане верят, что духовные дары даются верующим (и / или давались во дни жизни апостолов) для выполнения определённых записанных в Библии божественных постановлений, таких как:

По функциональному признаку духовные дары принято делить на две категории: дары служения и дары Святого Духа. Дары Духа являются сверхъестественными проявлениями Святого Духа в верующем человеке. В Библии дары служения перечисляются в Новом Завете (Еф. 4:11, 1Кор. 12:28, Рим. 12:6—8, Мф. 23:34), а дары Духа — в 1Кор. 12:8—10 и в Ветхом Завете (Исаия 11:2-3).

Несмотря на то, что дары служения и дары Святого Духа несколько отличны по своей природе, между ними существует прямая взаимосвязь. Считается, что определённым дарам служения соответствуют определённые дары Духа. То есть то, какое у человека служение, во многом определяет то, какие дары Святого Духа будут действовать в нём[2]. Например, деятельность евангелиста сопряжена с такими дарами Святого Духа, как исцеление и различение духов (Деян. 8:6, 7); в служении пророка исключительную важность представляют пророчество (1Кор. 14:29) и слово знания (1Кор. 24, 25), в служении разных языков — разные языки и истолкование языков (1Кор. 14:27) и т. д.. Эта взаимосвязь между служениями и проявлениями Святого Духа ещё больше подчёркивается тем, что и те, и другие в Новом Завете именуются «дарами» (Еф. 4:8, 1Кор. 12:4)[3]

В Священном Писании тема духовных даров впервые раскрывается в Книге Псалмов (Псалтири) — Пс. 67:19. В этом стихе царь Давид, пророчески высказываясь о Христе (так считают многие христианские богословы) говорит: «Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». В Послании к Ефесянам в Новом Завете апостол Павел, цитируя Псалтирь (Пс. 67:19), учит, что действие духовных даров в Церкви является буквальным исполнением пророчества Давида (Еф. 4:8).

В качестве ещё одной пророческой иллюстрации духовных даров некоторые богословы выделяют притчу Иисуса о талантах в Евангелии от Матфея (Мф. 25:14—30). Давая объяснение талантам, православный библеист А. П. Лопухин пишет: "Под талантом, который дается людям, разные экзегеты понимают всякий дар, получаемый человеком от Бога. Но в частных определениях этого общего понятия наблюдается некоторая разница. «Под талантами, — говорит Златоуст, — здесь разумеется то, что находится во власти каждого (ή εκάστου δύναμις — сила каждого), — или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Другие понимали те дары, о которых говорит апостол в 1 Кор. 12».[4]