Два трактата о правлении


Два тракта́та о правле́нии (англ. Two Treatises of Government) — труд Джона Локка о появлении и роли государства в обществе, о «цивилизованной» форме правления в противовес деспотичной монархии, заложивший основу идеи гражданского общества, опубликованный анонимно в 1689 году. За этот труд Джон Локк считается отцом политического либерализма.

Первая часть трактата посвящена критике патриархализма  (англ.), изложенного в труде сэра Роберта Филмера Patriarcha  (англ.), вторая часть посвящена более справедливой общественной модели, основанной на естественном праве и общественном договоре.

В трактате первом Локк подвергает критике идею Филмера о том, что неограниченная власть монарха санкционирована Богом. Принятие таких тезисов приведёт лишь к рабству, которое «является отвратительным и жалким состоянием человека». Филмер стал целью нападок Локка из-за того, что «который, как все признают, в развитии этой точки зрения [божественность власти] пошёл дальше других и, как полагают, довёл её до совершенства» (1-й Тр., § 5). Следует различать, замечает философ что есть дано Богом, и что зависит от воли человека. По мнению Локка, в своём труде Филмер не признаёт разницы между людьми и животными, у которых существует право сильного.

Филмер в своём трактате представил аргумент для божественной, наследственной, абсолютной монархии. По словам Филмера, библейский Адам в роли отца всех живущих ныне людей обладал неограниченной властью над своими детьми, и эта власть передавалась из поколения в поколение. Локк подвергает это критике по нескольким причинам. Он утверждает, что отцовство предоставляет власть, но только посредством рождения, и поэтому такая власть не может быть передана своим детям, потому что только Бог может создавать жизнь. Власть отца над своими детьми не абсолютна, как этого хотелось бы Филмеру, так как «матери нельзя отказать в равной доле участия в рождении ребёнка»; Локк указывает на разделении общей власти родителей над их детьми, изложенных в Библии. Во втором Трактате Локк возвращается к обсуждению родительской власти.

Филмер также предположил, что абсолютная власть Адама исходит от того, что весь мир был его собственностью. Локк же утверждает, что мир изначально был общим (тема, к которой вернётся во втором Трактате). Но, даже в обратном, утверждает он, Бог дарил Адаму только землю и животных, а не людей, которых ещё не было. Адам или его наследники не могли использовать этот дар для порабощения, ибо естественное право запрещает приводить своих товарищей к лишениям, если у кого-то есть достаточно избытков для собственной безопасности. И в том случае, если такое милосердие не было дано разумом, продолжает Локк, такая стратегия обретения власти доказывает, что основа правления заключается в соглашении. Если было бы по-другому, пишет Локк, разницы между пиратами и законными государями не существовало.