Дверь


Дверь — элемент стеновой конструкции, предназначенный для заполнения дверных проемов и состоящий из дверного блока, крепления дверного блока к проему, монтажных швов, системы уплотнений и облицовки и обеспечивающий при закрытом положении дверного полотна защиту от климатических, шумовых и других воздействий, а также от несанкционированного прохода[1].

Дверь — створ или несколько створов, закрывающих проём в стене для входа и выхода из здания, помещения, или проём во внутреннее пространство чего-либо (самолёта, автомобиля, печи, шкафа и т. п.)[2].

Дверь — проём, закрываемый выпускающе-впускающей преградой[3]. В том числе камнем, закрывающим вход в пещеру.

У древних славян дверь несла в себе символику границы и смысл входа и выхода. В отличие от ворот, дверь представляла собой границу жилого пространства и осуществляла его связь со внешним миром (когда была открыта), а также — защиту от него (когда была закрыта). В ряде своих признаков дверь противопоставляется окнам и это проявляется в обычае выносить «нечистых» умерших через окно или специально проделанный проём в стене. Двери оставлялись открытыми только в особых случаях, например, если в доме был умирающий, для того, чтобы душа могла свободно покинуть бренное тело. При этом двери должны были оставаться открытыми до тех пор, пока родные не вернутся с похорон. Двери часто становились объектами охранительной магии как целиком, так и в виде отдельных элементов: порога, притолоки, косяка, петель, замочной скважины или дверной ручки. Когда то не было звонков и использовали ручку-стукалку[4].

Двери — часть интерьера. С ними связано множество русских народных художественных промыслов. Например, Городецкая роспись и т. п. С эстетической позиции наиболее привлекательны двери, в оформлении которых использованы цветные витражи.

В Библии наиболее часто встречается метафорическое значение вроде «от лежащей на лоне твоём стереги двери уст твоих» (Мих. 7:5). Или: «Се, стою у двери и стучу» (Отк. 3:20). То есть подобно двери открывается человеческое сердце. По традиции Ветхого Завета художественный образ двери часто используется в различных произведениях искусства и в названиях научных работ. Чешский мыслитель-гуманист и зачинатель дидактики Я. Коменский создал трактат «Открытая дверь к языкам» (1631).