Две догмы эмпиризма


Две догмы эмпиризма (англ. Two Dogmas of Empiricism) — одна из основополагающих работ аналитической философии, написанная Уиллардом Куайном в 1951, содержавшей критику ряда основополагающих неопозитивистских идей, усилило в США интерес к новым тенденциям в аналитической философии, привнесло в последнюю элементы прагматизма.

Источник этих «догм» Куайн видел в ошибочной установке рассматривать изолированные предложения, отвлекаясь от их роли в контексте языковой системы или теории. Куайн ссылается на пример Фреге с Вечерней и Утренней Звездой, которые имеют один предмет (thing), но разные обозначения (term) и значения (meaning). При этом отождествление Утренней и Вечерней Звезды исключительно синтетическое, результат астрономических наблюдений.

Вещи имели сущности для Аристотеля, но только лингвистические формы имеют значения. Значение есть то, чем становится сущность, когда её разводят с объектом и сочетают со словом[1]

По Куайну, проверке в науке подлежит система взаимосвязанных предложений теории (то, что Кун позже назовет парадигмой), а не отдельные предложения, гипотезы. И эти всеобъемлющие научные теории являются человеческими конструктами (man-made fabric), опосредованно взаимодействующими с опытом. Однако переоценка (re-evaluation) одних эмпирических высказываний вызывает коррекцию всей теории. Этим объясняются устойчивость теории как таковой при столкновении её с опытом, её способность к самокоррекции на основе соглашений ученых. Поэтому теоретические (аналитические) истины существуют в тесной и неразрывной взаимосвязи с практическими (синтетическими). Куайн не видел принципиальной разницы между богами Гомера (Homer’s gods) и физическими объектами (physical objects) с точки зрения эпистемологии, но обнаруживал разницу с точки зрения прагматики.