Движение несотрудничества


Мохандас Карамчанда Ганди искал индийский путь ко всеобщему благу. Он отождествлял его с индусским путём, но видел его через призму демократических ценностей. Критикуя западную демократию, он исходил из идеалов той же демократии. Высказываясь против капитализма («индийский Рокфеллер не лучше всякого иного») он в то же время выступал с требованиями, прямо направленными на развитие крупного национального капитала. Противоречивость высказываний и поступков Ганди неоднократно отмечалась как современниками, так и позднейшими исследователями.

Идеалом государственности по Ганди была «просвещённая анархия», главным являлось самоуправление, когда «каждый становится своим собственным правителем». Так как любое государство основывается на насилии, оно должно исчезнуть. Основной враг человека, согласно Ганди — это централизация. Будущая Индия, по его мнению, должна была стать федерацией сельских общин, но в этих общинах должен был обеспечиваться суверенитет личности. Так как полностью ненасильственное государство пока недостижимо, в качестве ближайшей цели ставилась задача создать «государство, опирающееся преимущественно на ненасилие». В экономической и социальной сфере предлагалась система «опеки»: капиталисты опекают рабочих, помещики опекают крестьян. Они обязаны заботиться о трудящихся, за что им полагаются комиссионные, а те должны добросовестно трудиться. Ганди считал, что Индии не нужна крупная промышленность, экономика должна основываться на мелком производстве крестьян и ремесленников.

12 января 1915 года Ганди прибыл в Бомбей из Южно-Африканского Союза. В течение 1915—1919 годов Ганди провёл в разных частях Индии пять кампаний по поводу конкретных проявлений произвола со стороны английских плантаторов и английских промышленников. Все они заканчивались хотя бы относительным успехом. Это подняло его авторитет в массах и среди националистически мыслящей общественности, а также показало фабрикантам, что вносимая Ганди организованность в рабочее движение может избавить их от больших неприятностей.