Движение (арт-группа)


Содружество художников геометрического и метафизического направления «Движение» (нем. Gruppe Bewegung; до 1964 года — «Коллектива свободных художников») — арт-группа советской эпохи, занимавшаяся кинетическим искусством, представители неофициального искусства, «второго русского авангарда»[1]. Распалась в начале 1970-х годов[2], вслед за эмиграцией ее основателя Л. Нусберга в 1976 году[3].

Первыми участниками группы, основанной в сентябре 1962 года Львом Нусбергом, выпускником Московской средней художественной школы (МСХШ)[1], стали Ф. Инфанте, А. Кривчиков, В. Акулинин, В. Щербаков, Р. Заневская и М. Дорохов[4].

Группа «Движение» разработала «синтетические мистерии с использованием движения света, газа, трехмерных элементов и анимированных проекций (большинство проектов осталось на бумаге)»[4]. Первыми после авангардистов — после тридцатилетнего перерыва — они выдвинули собственную программу «Манифест русских кинетов» (1966)[4].

Первая совместная выставка участников содружества — «Выставка орнаменталистов» 25 марта 1963 года в Клубе творческой молодежи при Центральном доме работников искусства[1]. Первая выставка «Движения» как организованной группы — «На пути к синтезу искусств» (декабрь 1964 года)[4].

Как указывает Наталья Прокураторова, деятельность группы «Движение» была официально запрещена в 1969 году (после завершения проекта детской игровой среды — «Остров цветов»)[5].

Благодаря поддержке западных коллег группе удалось организовать несколько выставок в Европе (Прага, 1965; Мюнхен, 1966), принять участие в нескольких международных выставках кинетического искусства: «Новая тенденция 3» в Загреб, «Жизненные альтернативы» в Риме — в 1965 г.; «Искусство — Свет — Искусство» в Эйндховене (Голландия) в 1966 г.; «Кинетика» в Кёльне в 1967 г.; «Документа 1968» в Касселе и на «Биеннале 69» в Нюрнберге[4], в «Диссидентской биеннале» в Венеции в 1977 году[2].