Двин


Двин, Востан Двин (арм. Դվին; араб. دبيل‎ (Дабиль), перс. دوين‎ (Двин), др.-греч. Δούβιος или др.-греч. Τίβιον) — крупный ремесленно-торговый город, столица Армении c V-го по IX век, в области Востан Хайоц провинции Айрарат центральной Армении[1]. Столица Марзпанской Армении[2]. С V века в Двине находился престол армянского католикоса[3].

Построен царем Великой Армении Хосровом III в 335 году. Название происходит из среднеперсидского и означает «холм»[4][5]. С IV века здесь находилась резиденция армянских царей династии Аршакидов. После ликвидации Армянского царства в 428 году Двин стал резиденцией персидских, а с 702 года — арабских правителей области Арминийа (араб. ارمينيّة‎), включавшей в свой состав, помимо армянских земель, также и Картли, Арран и Баб аль-Абваб (Дербент). Сделавшись столицей государства, Двин вскоре стал одним из многолюднейших городов Азии и по богатству своему соперничал с многими городами тогдашнего мира[6]. В 554 году был созван второй Двинский собор, в которым халкидонская догматика была окончательно отвергнута армянской церковью[3]. Но благосостояние его продолжалось недолго. Первый удар нанесли ему арабы. По Себеосу и Иоанну Драсханакертци, взятие Двина произошло при Константе II (641—668) и католикосе Езре (628—640). Во время завоевания арабами 12 тыс. армян было убито и 35 тыс. захвачено в плен[3]. Несмотря на то, что Двин с тех пор несколько раз переходил из рук в руки, он в начале IX века был ещё в цветущем состоянии. К притеснениям от завоевателей присоединились частые землетрясения, и город с начала X века стал клониться к упадку. Арабские историки и географы также сохранили важные данные об истории города данной эпохи.

Арабский автор X века аль-Истахри сообщает, что в «области города Дабиля: вокруг него говорят по-армянски». О городе также дается следующее сведение:

Дабиль столица Армении и в нём Санбат, сын Ашута. Город постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую часть обитателей Армении, она же «царство Арман».

для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки <чем персидский и арабский>, как армянский — для жителей Дабиля и области его, а жители Барда‘а говорят по-аррански[7]

Ещё один арабский географ того же периода аль-Мукаддаси сообщает: «Дабиль — значительный город; в нём неприступная крепость и большие богатства… При всех его достоинствах преобладают в нём христиане; теперь уже уменьшилось его население, и крепость его разрушилась»