Двойная жизнь (фильм, 1947)


«Двойная жизнь» (англ. A Double Life) — фильм нуар режиссёра Джорджа Кьюкора, который вышел на экраны в 1947 году.

Фильм рассказывает историю талантливого театрального актёра (Рональд Колман), который настолько вживается в роль Отелло, что постепенно начинает терять связь с реальностью и в итоге душит свою знакомую, а в финале картины закалывает себя кинжалом прямо на сцене.

За исполнение главной роли в этом фильме Рональд Колман был удостоен Оскара, а Миклош Рожа получил Оскар за лучший саундтрек к фильму. Кроме того, номинаций на Оскар удостоились сценаристы Гарсон Кэнин и Рут Гордон, а также режиссёр Джордж Кьюкор.

Наряду с фильмами нуар «Как по маслу» (1946), «Повторное исполнение» (1947), «Страх сцены» (1950) и «Чёрная вдова» (1954) лента Кьюкора находится в категории «театральных нуаров» – их сюжет тесно связан с театром. Кроме того, как отмечает историк кино Джефф Майер, фильм входит в группу кинолент, в которых убийство происходит по причине психического заболевания героя. Другими нуарами такого плана являются «Ночь так темна» (1946), «Виновный» (1947), «Одержимая» (1947), «Страх в ночи» (1947) и его ремейк «Ночной кошмар» (1956)[1].

Звезду бродвейской сцены, очаровательного Энтони «Тони» Джона (Рональд Колман) после успеха его комедии «Лакей» приглашает к себе театральный продюсер Макс Ласкер (Филип Лёб). В присутствии режиссёра Виктора Донлана (Рэй Коллинз) он предлагает Тони сыграть заглавную роль в новой постановке трагедии Уильяма Шекспира «Отелло». Зная о своей склонности слишком глубоко погружаться в исполняемую роль, Тони сомневается, стоит ли ему браться за эту работу. Он решает посоветоваться со своей бывшей женой и постоянной сценической партнёршей Бритой (Сигне Хассо), с которой поддерживает близкие доверительные отношения. Два года назад они развелись, однако не вступают снова в брак, так как «слишком любят друг друга». Брита также неоднократно замечала, что характер Тони менялся в зависимости от того, какого персонажа он играл в очередном театральном сезоне. И потому она опасается Тони в роли Отелло, предпочитая, чтобы он играл в комедии. Тем не менее Тони начинает примерять на себя эту роль и вскоре серьёзно ей увлекается. Однажды вечером немолодой уже Тони знакомится в итальянском ресторанчике «Венеция» с молодой провинциальной официанткой Пэт Кролл (Шелли Уинтерс). Сообразив, что он авторитетный человек и может ей помочь устроиться в жизни, Пэт этим же вечером приглашает его к себе домой и начинает с ним роман.