Дворец Шувалова


Дворец Шувалова в Санкт-Петербурге — особняк Ивана Шувалова в стиле елизаветинского барокко. Расположен в Санкт-Петербурге на углу Итальянской улицы и Малой Садовой. Один из нескольких Шуваловских дворцов города.

Участок на углу Малой Садовой (дом 1) и Итальянской (дом 25) улиц принадлежал в начале XVIII века принадлежал Савве Яковлеву[1], у которого в середине века его выкупил Иван Шувалов (1727—1797). Это и определило первое название Малой Садовой — Шувалов переулок (1781—1798).

Изначально усадебный участок длился от Миллионной улицы до Невского проспекта, со стороны луга его оградой служила сквозная колоннада с расположенным по центру павильоном[2]. Участок соседствовал с Летним дворцом Елизаветы Петровны, любовницы Шувалова[1]. Трёхэтажный[3] особняк был построен в 17531755 годах архитектором Саввой Чевакинским. В 1754 году для улучшения вида на дворец были сломаны деревянные здания гофинтендантской конторы. В помещениях этого дома размещалась галерея картин, собранных Иваном Ивановичем, дом посещали М. В. Ломоносов[2], А. П. Сумароков, А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотов (который изобразил кабинет Шувалова на несохранившейся картине[4]), В. И. Баженов, в здании изначально располагались классы Академии художеств[3].

Три четверти дворцового комплекса были проданы в 1763 году (как и ряд картин из коллекции), в 1765 году здание со стороны Итальянской улицы приобрёл князь И. С. Барятинский, в 1773 году — А. А. Вяземский (после чего дом стал известен как генерал-прокурорский)[1]. Для него в 1775—1776 годах были переделаны интерьеры. Фасады также получили иное оформление — в стиле раннего классицизма (дворовый фасад был сохранён). В одном из флигелей размещалась «тайная экспедиция». В 1797 году здание было выкуплено казной и до 1917 года в нём находилось Министерство юстиции Российской империи, а затем Временного правительства Российской республики[2].

В 1816—1819 годах И. Минчаки перестраивал здание. В 1846—1852 годах по проекту Д. Е. Ефимова перестроили выходящий на Малую Садовую улицу корпус, в 1900-х над ним был надстроен четвёртый этаж[2].

Ризалиту главного фасада, выделенному полуколоннами трёхгранному выступу, соответствует восьмиугольный двусветный зал в центре второго этажа. В оформлении здания видны элементы барокко (создающие игру светотени ризалиты, раскрепованный лучковый фронтон, раскреповка антаблемента) и раннего классицизма (неглубокие филёнки с лепными полотенцами, рустовка углов ризалита на всю высоту, низкий рельеф наличников и простота рисунка), здание — памятник переходного периода между стилями[2].