Дебрецен (футбольный клуб)


«Де́брецен» (венг. Debreceni Vasutas Sport Club или DVSC) — венгерский футбольный клуб из Дебрецена. Официальное название клуба с венгерского языка переводится как Железнодорожный Спортивный Клуб «Дебрецен». Это нашло отражение в прозвище команды — «Локи».

Футбольный клуб «Дебрецен» был основан 12 марта 1902 года и называлась «Эдьетертеш». Летом 1912 года в клубе произошёл раскол; отделившаяся группа энтузиастов основала Дебреценский спортивный клуб железнодорожников. Это наименование по сей день является официальным.

«Дебрецен» быстро прогрессировал. В начале 20-х годов XX века «красно-белые» выиграли пять титулов северного военного округа. В 1926 году серьёзный удар по ним нанёс переход венгерского футбола на профессиональные рельсы. В городе был создан ещё один клуб — «Бочкаи», который быстро переманил лучших игроков к себе. Пока конкурент блистал в высшем дивизионе, «Дебрецен» обитал в минорных лигах. В сороковых годах «Бочкаи» обанкротился, а «железнодорожники» вновь стали командой номер один в городе. В сезоне-1942/43 дружина с востока Венгрии наконец-то вышла в элитный дивизион, но продержалась там лишь четыре года.

После Второй мировой войны и становлением Венгрии социалистической название клуба тоже часто менялось. С 1949 по 1955 год дружина именовалась «Локомотив». Именно в тот период команда получила прозвище «локи», применяющееся к ней и сейчас. Первоначальное название вернулось к клубу в 1989 году.

«Дебрецен» неоднократно участвовал в розыгрышах Кубка Международного спортивного союза железнодорожников (МССЖ)[1].

Несмотря на частую смену названия, в спортивном плане особых высот «локи» не достигали. Впервые в высший дивизион Венгрии команда пробилась в 1993 году, и вскоре стала одним из лидеров венгерского футбола. Под руководством легендарного тренера Лайоша Гарамвёлдьи[венг.] клуб занял третье место. Первый трофей был завоеван в 1999 году. Через два года случился ещё один кубковый успех. Однако та победа была омрачена провальным выступлением в чемпионате: «железнодорожники» вылетели из элиты. Однако будапештский «Элёре», завоевавший право повышения в классе, не получил лицензии, и «Дебрецен» остался в элите.