Дебре, Жан-Батист


Жан-Батист Дебре (фр. Jean-Baptiste Debret; 18 апреля 1768, Париж, — 28 июня 1848, там же) — французский художник. Наибольшую известность получил как создатель литографических изображений жизни населения Бразилии в XIX веке. Старший брат архитектора Франсуа Дебре.

Как художник сформировался во Франции, когда в искусстве превалировал неоклассицизм. Обучался в Академии изящных искусств, ученик Жака-Луи Давида (1748—1825), который был его двоюродным братом. В 1780-х годах сопровождал Давида в поездке в Рим. В 1798 году дебютировал в Парижском салоне изящных искусств, где получил второй приз.

В марте 1816 года отправился в путешествие в Бразилию в составе Французской художественной миссии — группы бонапартистских художников и деятелей искусства, которым было поручено создать в Рио-де-Жанейро Лицей искусств и ремёсел под покровительством португальского короля Жуана VI и графа да Барка. Позднее, в годы правления императора Педру I, лицей превратился в Имперскую академию изящных искусств.

Длительное время пользовался благосклонностью сначала португальского королевского двора, находившегося в изгнании в Бразилии, затем бразильского императора в Рио-де-Жанейро. Дебре часто получал заказы на портреты членов королевской семьи. В декабре 1822 года Дебре основал ателье при Императорской академии, а в 1826 году создал собственную художественную школу в Бразилии. В 1829 году организовал первую художественную выставку в Бразилии, где также представил собственные работы и произведения учеников. Подобно Давиду при Наполеоне, Дебре нередко получал заказы на оформление официальных и публичных церемоний и праздников, и даже спроектировал некоторые образцы придворных костюмов. Его портрет Жуана VI (1817) напоминает портреты Наполеона в отношении военной и имперской символики.

Находясь в Бразилии, часто переписывался со своим братом, который остался в Париже. Заметив его интерес к бразильской повседневности, Дебре с 1816 по 1831 год посылал ему рисунки уличных сцен, местных обычаев и различных событий. Особый интерес Дебре вызывали положение чёрных рабов и жизнь местных индейцев. Наряду с работами немецкого художника Йоганна Морица Ругендаса (Johann Moritz Rugendas, 1802—1858), работы Дебре — один из важнейших документальных источников о жизни Бразилии в первой половине XIX века.