Психология девиантного поведения


Психология девиантного поведения — психологическая научная дисциплина, изучающая сущность, генез и функционирование поведения, отклоняющегося от общепринятых стандартов и норм (моральных, религиозных, возрастных, этнических и пр.)[1]. Такое поведение обусловлено либо дезадаптивным развитием психики и личностных свойств (например, агрессивности, самоуничижения, выученной беспомощности и пр.), либо гиперспособностями, либо определенным психическим состоянием человека (например, переживанием утраты, депрессией и т. д.)[1][2].

Проблемы девиантного поведения носят комплексный характер и разрабатываются специалистами разных психологических направлений, например, таких, как клиническая психология[2][3], возрастная и педагогическая психология[1][4], юридическая и социальная психология[5].

В настоящее время большое внимание уделяется разработке теории и методов профилактики, коррекции и реабилитации девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте.

Так, например, в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества В. Д. Менделевич[2] выделяет следующие типы девиантного поведения:

Еще одну классификацию предлагает Е. В. Змановская[5]. Выбрав в качестве ведущих критериев вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения, автор выделяет следующие типы девиантного поведения:

В своих трудах австрийский психолог В. Франкл писал о том, что отклоняющееся поведение является результатом подавления человеком своей духовности, ухода от ответственности за поиск смысла жизни. Согласно его воззрениям, оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением значит помочь ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою судьбу с последующим открытием им смысла своего существования[5].