Девичий переполох


В год победы СССР в Великой Отечественной войне Ленинградский театр музыкальной комедии, проработавший всю блокаду в осаждённом Ленинграде, выпускает премьеру — оперетту композитора Юрия Милютина, не перестававшего писать музыку во время прифронтовых выступлений с концертными бригадами.

Либретто оперетты «Девичий переполох» основывалось на одноимённой комедии русского драматурга конца XIX века В. А. Крылова, ставившейся в Александринском и Малом театрах. Этому своему «происхождению» оперетта обязана мелодичностью и русской народной напевностью, которые отличают её от других произведений подобного жанра в СССР 1930-х1940-х годов. Задор и тонкий юмор, заложенный в либретто его авторами — поэтом Михаилом Гальпериным и драматургом Виктором Типотом, сделали оперетту по настоящему весёлой и искристой.

В том же, 1945 году, премьера оперетты проходит в Челябинске и Свердловске. Московский театр оперетты впервые поставил её на своей сцене в сентябре 1950 года.[1] Затем она начинает своё триумфальное шествие по театрам музыкальной комедии всей страны.[2]. Включают эту оперетту в свой репертуар и театры XXI века.[3][4]

В 1975 году по сценарию одного из авторов либретто оперетты Виктора Типота режиссёром Георгием Ансимовым был создан одноимённый фильм-спектакль, главные роли в котором исполнили Татьяна Шмыга и Герард Васильев.

Россия, давно прошедшие времена, отдалённое от Москвы воеводство. В доме воеводы волнение и суета, все готовятся к приезду знатного гостя — московского боярина, его свиты и челяди. По всему царству смотрит он дворянских дочерей, выбирает невесту для самого царя. Дочь воеводы Ксения и её подруга Дарья беседуют об этом на прогулке в сопровождении няньки Матвеевны. Обеих девушек тревожит предстоящее событие, но если Дарья грезит о такой судьбе для себя, то Ксения мечтает о сердечном дружке. «Без любви — какое счастье?» — говорит она.

Завидев невдалеке рослого и красивого молодого незнакомца, Ксения под благовидным предлогом отсылает няньку, взяв при этом её платок. Повязав его на голову, девушка спешит к сторожевой вышке, где и встречает приезжего, выдавая себя за сенную девку — собственную служанку. Незнакомец представляется заезжим купцом. Завязавшийся разговор сближает молодых людей, они влюбляются друг в друга с первого взгляда, но расстаются оба с ощущением, что каждый из них — не тот, за кого себя выдаёт.