Девширме


Девширме́ (осман. دوشيرمه‎ — devşirme «набор» ← осман. ديوشرمك‎ — devşirmek «собирать <плоды, цветы и т. д.>»; греч. παιδομάζωμα [paidomazoma] «набор детей»; арм. տերշիմէ; серб. данак у крви; босн. danak u krvi; черног. порез у крви; макед. данок на крв и болг. кръвен данък «кровная дань, налог кровью») — в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве капыкулу[en] («слуг Порты»), то есть личных невольников султана. Большинство чиновников и военных Османской империи в XV—XVI веках состояло именно из призванных по девширме лиц[1]. Личные слуги (де-факто рабы) султана обычно служили в одном из четырёх имперских ведомств: дворцовая служба, канцелярия (Kalemiyye), богословы (İlmiyye) и военные (Seyfiyye). Последние, элитные, подчинявшиеся напрямую султану, войска, делились на кавалерию и пехоту. Кавалерия именовалась Kapıkulu Süvarileri («Кавалерия слуг Порты»), а пехота Kapıkulu Ordusu («Армия слуг Порты»). Другое, более распространённое название Yeni Çeri (янычары «новый воин»), отражало скорее статус воина, чем его принадлежность к тому или иному роду войск. Янычары также выполняли полицейские и охранные функции.

Практика набора воинов и слуг из иноплеменных и покорённых племён и народов в истории человечества известна с незапамятных времён. В частности подобное практиковалось в государствах Великой Степи, в том числе в Тюркском каганате и в монгольской империи XIII—XV вв.

Османы не были исключением из правила. Уже на ранних этапах истории Османского бейлика, а потом султаната в составе его армии служили представители самых разных народов, многие из которых принимали господствующее вероисповедание — ислам. Оформление этой системы в контексте государственной и правовой системы Османской империи и породило явление «девширме».

Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите[2]. Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат и обращённых капыкуллары („слуг Порты“)»[3]. Так, один из таких «заключённых» дворца писал: «Во дворце есть всего несколько человек, говорящих по-тюркски от рождения, потому что султан полагает, что вернее служат ему обращённые христиане, у которых нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей». В популярной среди османской бюрократии тех времён книге «Правление, или, Руководство для правителей» такая политика обосновывается, в частности, тем, что если султан примет на службу представителей разных народов, то «все народности будут стремиться превзойти друг друга … Если армия состоит из одного народа, появляется опасность. У солдат нет рвения, и они подвержены беспорядку»[2].