Деларош, Поль


Поль Деларо́ш, имя при рождении Ипполит Деларош (фр. Paul Delaroche, Hippolyte Delaroche; 17 июля 1797, Париж — 4 ноября 1856, там же) — французский живописец, ведущий представитель академизма середины XIX века.

Поль Деларош родился в семье антиквара и торговца произведениями искусства. Настоящее имя Делароша Ипполит, но в семье его звали Полем. Его отец, Грегуар-Ипполит Деларош, был известным торговцем картинами, а дядя служил хранителем кабинета гравюр Национальной библиотеки в Париже. Поль Деларош был вторым из двух сыновей и познакомился с изобразительным искусством в раннем возрасте. С девятнадцати лет Деларош учился в Школе изящных искусств под руководством пейзажиста Луи-Этьена Ватле, но вскоре перешёл в мастерскую художника исторического жанра К. Деборда. Затем, с 1818 года, в течение четырёх лет работал под руководством живописца академического направления А.-Ж. Гро, ученика знаменитого Жака-Луи Давида[6].

В 1832 году Деларош, уже получивший известность в качестве исторического живописца, был избран в члены парижской Академии изящных искусств. В следующем году он получил должность профессора в Школе изящных искусств, а в 1834 году уехал в Италию, где в 1835 году женился на Луизе, дочери живописца Ораса Верне. Орас Верне был директором Французской академии в Риме.

В 1838—1843 годах Деларош снова работал в Италии. В 1845 году был избран в Национальную академию дизайна (с 1826 г. название Академии изящных искусств) в Нью-Йорке в качестве почетного академика. В 1840-х годах художник брал темы для своих картин преимущественно из священной и церковной истории. После второй поездки в Италию его интересуют сцены итальянского быта. Вероятно, к этому времени относится и его картина «Отдых на берегу Тибра» из собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге[7]. После того, как в 1845 году умерла его жена, он переходит к трагическим сюжетам.

В 1822 году Поль Деларош дебютировал в парижском Салоне, на котором он выставил картины «Христос, сошедший с креста» и «Иосавия, спасающая Иоаса». Первое время Деларош, сблизившись с французскими романтиками, находился под влиянием школы Э. Делакруа, А.-Ж. Гро и Т. Жерико. Это стимулировало его интерес к историческому жанру. Но полученное образование, влияние О. Верне, А. Шеффера и Ж. О. Д. Энгра склоняло к гладкой академической живописи, господствовавшей в то время в парижском Салоне[8].

Поэтому Поль Деларош вошёл в историю искусств в качестве автора мелодраматических и сентиментальных картин на темы из английской и французской истории. В 1836 году написал картину «Солдаты Кромвеля оскорбляют Карла I», где изображён король Англии Карл I за несколько дней до казни, над которым издевались и насмехались солдаты Оливера Кромвеля. Свергнутый король остается спокойным, держа в руках книгу, которую, кажется, читал.