Дела милосердия


Дела милосердия (иногда также акты милосердия) — вид христианских поступков. Дела милосердия исполняются в христианстве и в воздаяние грехов, и из любви к ближнему.

В энциклике Иоанна Павла II «Dives in Misericordia» от 30 ноября 1980 года заявляется, что Иисус Христос учил, что человек не только получает и испытывает милосердие Божие, но что он также призван «практиковать милосердие» по отношению к другим людям[4]. С делами милосердия связано понятие о Божьем милосердии[en], описанное в «Дневнике» святой Фаустины Ковальской.

Телесные дела милосердия — это те, которые направлены на удовлетворение телесных потребностей других людей. В притче Христа о страшном суде[en] (Матфей, 25:3-40) перечислены шесть дел милосердия, выполнение которых ведёт к спасению, а невыполнение — к осуждению. Седьмое дело милосердия, захоронение мёртвых, было введено одним из Отцов Церкви, Лактанцием, с опорой на книгу Товита (Товит, 1:17-20)[1]. К телесным делам причисляют[2][5]:

Телесные дела милосердия направлены на облегчение материальных страданий, а духовные дела — на облегчение душевных страданий. К духовным делам милосердия традиционно причисляют[5]:

В католицизме, хотя духовные дела вменяются в обязанность всем верующим, в отдельных случаях человек может не обладать качествами, необходимыми для выполнения четырёх из семи духовных дел милосердия, а именно: обучение незнающих, советы сомневающимся, увещевание грешников и утешение печальных. Для выполнения этих дел может потребоваться высокий уровень авторитета и знаний или особое чувство такта. Остальные три дела — прощение обид, добровольное прощение зла, молитвы за ближних — считаются безоговорочно обязательными для всех верующих[2].

Методистская церковь учит, что дела милосердия — это и средства благодати, которые ведут к святости[6], и способ освящения[7]. В учении методистов акты милосердия рассматриваются как благоразумный путь к благодати[8]. Наряду с трудами благочестия они необходимы для перехода верующего к христианскому совершенству[9].