Дельта-блюз


Де́льта-блюз (англ. Delta blues), также «блюз Дельты Миссисипи»[1] — самый ранний стиль блюза[2], зародившийся в конце XIX века в историко-географическом регионе Дельте Миссисипи, называемом «местом рождения блюза»[3], «местом где начался блюз»[4]. Дельта-блюз — краеугольный камень американской музыкальной культуры[5], оказавший колоссальное влияние на американскую музыку, повлияв на «всех, от The Rolling Stones до Кассандры Уилсон»[6]. Дельта-блюз называется также «самой влиятельной из всех форм блюза»[7]. Из места возникновения дельта-блюз распространился по другим штатам, модифицируясь и приобретая собственные местные отличительные особенности[8]. Классифицируется как подвид кантри-блюза[9]. Дельта-блюз — это первый блюз, при исполнении которого использовалась гитара[10].

Дельта Миссисипи — это регион, расположенный на северо-западе штата Миссисипи (и частично на территории штатов Арканзас и Луизиана), простирается от Мемфиса на севере до Виксбурга на юге. С севера на юг длина региона составляет 320 километров; ширина его в самом широком месте составляет 140 километров. Регион расположен в междуречье рек Миссисипи на западе и реки Язу на востоке, в аллювиальной пойме, и отличается высокой плодородностью земли, используемой для выращивания хлопка. C 1992 года с подачи исследователя Джеймса Кобба, за регионом закрепилось ещё одно название «Самое южное место на Земле», которое отражает не столько географическое местоположение, сколько совокупность расового состава населения, природных условий, местных традиций и уклада жизни.[11]. Через Дельту Миссисипи проходит одно из «знаковых» в США шоссе Route 61.[5] После освобождения рабов, регион заполнили переселенцы, в основном афроамериканцы, которые расчищали остававшиеся нетронутыми леса в низинах, и устраивали там хлопковые поля. К концу XIX века две трети фермеров в регионе составляли афроамериканцы, но в связи с изменениями в законодательстве, фермеры были вынуждены уступать свои земли плантаторам, и становиться издольщиками.

Дельта-блюз (и собственно, блюз вообще) возник на основе соединения африканских фольклорных традиций с европейской песенной структурой. Изначально исполнявшиеся коллективно песнопения рабов во время работы, модифицировались в блюз, который исполнялся индивидуально. Появление блюза и появление его исполнителей обычно связывают с ликвидацией рабства, и как следствие, относительной свободой передвижения[12], появлением мест для вечернего отдыха освобождённого чернокожего населения. Впрочем, площадки для выступления не ограничивались такими местами, так называемыми джук-джойнтами, а часто были случайными, неформальными: блюз исполнялся на плантациях, углах улиц, вокзалах[1]. В этой связи важно, что появились музыканты, зарабатывающие исполнением блюза себе на жизнь.