Дементьев, Пётр Васильевич


Пётр Васильевич Дементьев[1] (11 (24) января 1907, Алёшкин-Саплык, Убеевская волость, Буинский уезд, Симбирская губерния, Российская империя — 14 мая 1977, Москва, СССР) — советский государственный деятель, министр авиационной промышленности СССР, генерал-полковник-инженер (1976). Дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1977), кавалер девяти Орденов Ленина. Лауреат Сталинской премии (1953).

Родился в чувашском селе Алёшкин-Саплык[2][3][4][5] Убеевской волости Буинского уезда Симбирской губернии (в настоящее время — Дрожжановский район Республики Татарстан) в семье учителя чуваша[6]. Был крещён в храме Сергия Радонежского, села Хорновар-Шигали. Родители: отец — Василий Степанович, мать — Елена Герасимовна (урождённая — Герасимова) — из села Новое Ильмово (в настоящее время — Дрожжановского района Республики Татарстан)[7]. Дед Петра Дементьева — Степан Игнатьевич Дементьев — происходил из деревни Петровка (ныне не существует) Симбирского уезда, после отмены крепостного права поселился, со всем своим большим семейством, в чувашском селе Убей, при этом все его дети родились ещё в Петровке, включая отца Петра Дементьева — Василия Степановича Дементьева (20.03.1885 – 5.03.1953). Не все подобные переселенцы получили на новом месте земельные наделы, но у Дементьевых земля была.

Трудовую деятельность П. В. Дементьев начал в 1922 году рабочим. После окончания Хорновар-Шигалинской сельской школы[уточнить] учился в Симбирском (Ульяновском) профессионально-техническом училище имени Карла Либкнехта (бывшее Симбирское ремесленное училище графа Орлова-Давыдова). В 1927 году он поступил в Московский механический институт имени М. В. Ломоносова, но уже через два года перевёлся в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1931 году.

После успешного завершения учёбы в числе наиболее талантливых выпускников был направлен в Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота, а через три года попросился на конкретный производственный участок. В 1934—1941 годах проделал путь от начальника цеха Московского авиационного завода № 81 до главного инженера и директора Государственного авиационного завода № 1 (Московского самолётостроительного завода).