Демон (опера)


Де́мон — опера Антона Рубинштейна в трёх действиях, семи картинах, на либретто Павла Висковатова, по одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова. Премьера состоялась в Петербурге, 13 (25) января 1875 года, в Мариинском театре.

К написанию оперы Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Автором либретто стал известный биограф и исследователь творчества Лермонтова П.А.Висковатов. Увлеченный поэмой, Рубинштейн спешил с её написанием. Через три месяца она была закончена и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Позже последовал трехлетний период ожидания постановки — и лишь 13 (25) января 1875 года опера впервые увидела сцену в бенефисе И.А.Мельникова. Для этого Рубинштейну пришлось переименовать «Ангела» в «Доброго Гения», отказаться от иконы и лампадки в келье Тамары и изменить в либретто некоторые выражения[2]. В Москве премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1879 года в Большом театре. В Мариинской премьере партии исполняли: В.И.Рааб — Тамара, А.П.Крутикова — Ангел, Ф.П.Комиссаржевский — князь Синодал, И.А.Мельников — Демон, О.А.Петров — князь Гудал, О.Э.Шрёдер — няня[3].

В 1904 году опера вновь была поставлена в Большом театре (дирижер-постановщик Ипполит Альтани, режиссёр Ромуальд Василевский, балетмейстеры Алексей Богданов, Александр Горский, декорации сборные, в том числе — Константина Коровина). Этот спектакль шёл на сцене театра до 1936 года. Новая постановка, планируемая на 1942 год, не состоялась. Лишь в 1953 году на сцене филиала Большого театра опера «Демон» была возобновлена (дирижёр-постановщик — Михаил Жуков, режиссёр — Тициан Шарашидзе, художник — Тамара Старженецкая). Партии исполняли ведущие артисты театра Алексей Большаков (Демон), Наталия Шпиллер (Тамара) и Соломон Хромченко (Синодал).

Картина первая. Пролог. Введение. Хоры разных духов. Монолог Демона «Проклятый мир » и его дуэт с Ангелом.

Картина вторая. Хор девушек «Ходим мы к Арагви светлой», в который вплетается колоратурные пассажи Тамары. Сцена Тамары и Демона. В его страстном ариозо «Дитя, в объятиях твоих» слышатся восхищение и страстный призыв.

Картина третья. Нежное и чувственное ариозо князя Синодала «Обернувшись соколом» отличается прихотливым узором восточных мотивов. Мужской хор «Ноченька…» звучит тревожно и таинственно. Ариозо князя Синодала «Ноченькою тёмною» полно неги и страстного томления.