Дене-енисейские языки


Дене-енисейские языки — гипотетическая макросемья, включающая енисейские языки центральной Сибири (единственный живой представитель — кетский язык) и языки на-дене (Северная Америка). Гипотезу предложил в марте 2008 года Эдвард Вайда из Западно-Вашингтонского университета на основе данных сравнительной морфологии.

Наибольшее внимание гипотеза существования дене-енисейской макросемьи получила после публикации статьи Эдварда Вайды[2] с приведенными морфологическими, фонетическими и лексическими доказательствами родства. Вайда приводит следующие аргументы:

Правильность доказательств Вайды оспаривает Георгий Старостин. Его критика[4] дене-енисейской гипотезы, в основном, базируется на недостоверности реконструкций отдельных глагольных морфем и слов в енисейском праязыке. В частности, реконструкции, разработанные Старостиным[5], противоречат предположениям Вайды и его гипотезе.

Помимо этого, Старостин отмечает, что аргумент о схожести морфологической структуры не выдерживает критики, так как морфология кетского и коттского (вымерший язык енисейской семьи) существенно отличается, хотя генеалогическое родство здесь неоспоримо.

И хотя Старостин не сомневается в родстве енисейских языков и языков на-дене, он предполагает, что они являются частью большой макросемьи — дене-кавказской (или сино-кавказской), куда, помимо вышеупомянутых языков, входят сино-тибетские, баскский, бурушаски и языки Северного Кавказа. Сравнивая местоимения всех этих языков[6], он приходит к выводу, что генеалогически енисейские должны быть ближе к языкам бурушаски и Северного Кавказа, нежели к языкам на-дене, что опровергает дене-енисейскую теорию.

Некоторой критике подвергается фонологическо-лексический анализ Вайды, однако Старостин все же признает, что доказательства такого типа являются самыми достоверными в работе и могут свидетельствовать о возможном родстве языков.