Деньер, Андрей Иванович


Андрей Иванович Деньер (имя при рождении — Генрих Иоганн Денье (нем. Heinrich Johann Denier); 18201892) — русский фотограф, художник из Санкт-Петербурга. Один из ведущих портретистов XIX века. Известен портретами деятелей искусства.

Родился Генрих Иоганн Денье в 1820 году в Могилёве в семье переселенца из Швейцарии. По происхождению швейцарец.

Начальное образование получил в могилевской гимназии. В 1842 году Генрих Иоганн переезжает в Санкт-Петербург и становится вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств по классу исторической живописи, его наставником стал известный художник Карл Брюллов.[3] В эти же годы начинает увлекаться только появившейся фотографией.

В 1849 заканчивает курс Академии художеств. В 1851 году он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» в Пассаже (хотя снимал уже в основном на стеклянные пластинки), в 1854 году перевёл мастерскую в дом Глазунова на Невском проспекте у Казанского моста. Деньер рекламировал своё ателье как «ателье художника», пытаясь выделиться среди петербургских конкурентов-фотографов. Эскпериментирует с раскрашиванием акварелью своих фоторабот. Одним из первых в стране в середине 1850-х годов он освоил новейший мокроколлодионный фотопроцесс [1]. С 1 октября 1863 года Генрих Деньер переехал в фотоателье в доме графини Строгановой на Невском проспекте (дом 19) (где Деньер проработал до самой смерти).

В 1860 году Деньер удостаивается звания «Фотограф Их Императорских Величеств» с правом поместить на вывеске Государственный герб. Становится членом V отдела Императорского Русского технического общества.[4]Участвовал в российских и международных фотографических выставках, получал призы и приглашался в качестве эксперта. В 1865 году на фотографической выставке в Берлине участвовало около шестидесяти работ Андрея Ивановича. Вскоре Деньер становится членом Французского фотографического общества.

Изобрёл способ получения мягкости контуров при печати. Для этого делал два негатива на пластинках разной толщины, а затем печатал с обеих. В мастерской Деньера ретушёрами работали будущие художники и фотографы, в том числе И. Н. Крамской (c 1857), М. Б. Тулинов, А. П. Соколов, С. К. Зарянко.[5]