Депортации народов в СССР


Депортации народов — одна из форм сталинских репрессий в СССР[1]. Основными особенностями депортаций как репрессий был их внесудебный, поголовный, принудительный и общественно опасный характер — перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания[2].

По мнению Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты одиннадцать народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, осетины, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь народов — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий[3].

Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей: крымские татары, поляки, белорусы, азербайджанцы, курды, евреи, ассирийцы, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, итальянцы, болгары, армяне, хемшины, турки, таджики, якуты[a], абхазы, венгры и другие[4].

Довоенные депортации, например выселение с Дальнего Востока, описывались советской властью как «добровольное переселение», так как партийные чиновники из выселяемых народов участвовали в подготовке операции, а на новом месте также получили партийные и правительственные посты[5]. Впоследствии депортации получили отрицательную оценку, а в постсоветское время были квалифицированы Европейским парламентом как геноцид и преступления против человечности. В СССР в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», принятым 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР, репрессированными признавались народы, нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей (например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения[6].

В 2010-е годы со стороны ряда учёных-историков (Николай Бугай и другие) имела место критика использования понятия «депортация» применительно к принудительным переселениям жителей СССР в пределах границ Советского Союза. Вместо понятия «депортация», Николай Бугай и другие предложили использовать термин «принудительное переселение».

В отношении принудительных миграций советского периода применяют разные понятия. Например, историк Л. Н. Дьяченко в 2013 году использовала в своей докторской диссертации, посвящённой принудительным миграциям в Киргизскую ССР, следующие понятия[7]: