Деревенская проза


Дереве́нская про́за — направление в русской литературе 1950—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни[1].

Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра Яшина, Анатолия Калинина, Ефима Дороша), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигла такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин.

Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Фёдор Абрамов, Василий Белов, Валентин Распутин. Яркими и самобытными представителями «деревенской прозы» младшего поколения стали писатель Владимир Солоухин и кинорежиссёр Василий Шукшин. Полуофициальным органом писателей-деревенщиков являлся журнал «Наш современник». Часто произведения писателей-деревенщиков сталкивались с советской цензурой в книгоиздании, театре и кино.

Начало Перестройки ознаменовалось взрывом общественного интереса к новым произведениям наиболее видных из них («Пожар» Распутина, «Печальный детектив» Виктора Астафьева, «Всё впереди» Белова), но изменение социально-политической ситуации после конца советской власти и распада СССР привело к тому, что центр тяжести в литературе сместился к другим явлениям, и деревенская проза выпала из числа произведений популярного жанра.

Между тем произведения писателей-деревенщиков имеют значение для сохранения русской культуры и исторической памяти. Именно они отразили трагедию коллективизации в СССР («Мужики и бабы» Бориса Можаева, «Касьян Остудный» Ивана Акулова).

Среди продолжателей традиций прозы деревенщиков обычно называют таких современных писателей, как Роман Сенчин («Ёлтышевы», 2009, «Зона затопления», 2015, и некоторые рассказы), Михаил Тарковский («За пять лет до счастья», 2001, «Замороженное время» 2003, «Енисей, отпусти!», 2009, «Тойота-креста», 2009), отчасти Захар Прилепин («Грех», 2007), Наталья Ключарёва («Деревня дураков», 2010), Моше Шанин («Места не столь населённые», 2016), Дмитрий Новиков («Голомяное пламя», 2016), Алексей А. Шепелёв («Мир-село и его обитатели», 2017), Светлана Викарий («Вот моя деревня», 2012) и др. К деревенской прозе относит свои рассказы Илья Луданов[2]. К деревенской прозе примыкают песни Игоря Растеряева[3][4].