Деруа, Эмиль


О жизни Эмиля Деруа известно немного. Он был сыном литографа Исидора Деруа[fr][1]. Живописи учился у Делакруа[2]. Был близким другом Бодлера и Теодора де Банвиля. Они проводили немало времени втроём и, по всей видимости, оказывали взаимное влияние друг на друга[1]. В течение своей краткой жизни Деруа был заметной фигурой в кругах романтиков, однако его творчество не выходило за рамки портретного жанра[3].

Самое известное произведение Эмиля Деруа — портрет Бодлера, написанный им в 1844 году. На нём Бодлер предстаёт молодым денди с пышными волосами и тонкими чертами лица. В этой работе Деруа отчасти предвосхитил искания более поздних художников, в частности, Сезанна и экспрессионистов[4][1]. Портрет находится в Национальном музее Версаля[5].

Ещё одна известная картина Деруа — «Рыжая нищенка» (фр. La petite mendiante rousse). Портрет выполнен небрежными пастозными мазками; в цветовой гамме чувствуется влияние Делакруа[2]. Изображённая на нём девушка была хорошо знакома Деруа, Бодлеру и Банвилю: они часто встречали её на Елисейских полях, где она зарабатывала на жизнь пением и проституцией[6]. Её образ вдохновлял также Бодлера и Банвиля: оба поэта написали о «рыжей нищенке» по стихотворению. Незадолго до смерти Деруа подарил картину Банвилю; в настоящее время она находится в Лувре[6].