Десантно-штурмовые формирования Сухопутных войск СССР


Десантно-штурмовые формирования Сухопутных войск СССРсоединения и отдельные части Сухопутных войск Вооружённых Сил СССР, предназначавшиеся для выполнения тактических и оперативно-тактических десантов.

Являлись аналогом аэромобильных (воздушно-штурмовых) формирований, созданных в других государствах[3].

В современных источниках также употребляется синоним Десантно-штурмовые войска СССР, который в советский период не использовался[1][4].

В 1960-е годы в СССР, как и в других развитых государствах, происходило бурное развитие армейской авиации основу которой составили вертолёты различного предназначения (транспортные, огневой поддержки, противотанковые и т.д.).

Насыщение сухопутных войск транспортными вертолётами предоставило возможность совершать пехотным подразделениям тактические и оперативно-тактические десанты в тыл противника с целью дезорганизации обороны, захватом важных тыловых объектов противника, создания хаоса в тылу противника и его деморализации. А насыщение сухопутных войск вертолётами огневой поддержки позволяло обеспечивать силы десанта воздушной поддержкой. Появилась концепция «аэромобильности». Для войск перебрасываемых на вертолётах появился термин аэромобильные формирования (воздушно-десантные формирования).

В Армии США в июне 1965 года, на основе воссозданной в 1963 году и существовавшей в годы Второй мировой войны 11-й штурмовой воздушно-десантной дивизии[en] была создана 1-я аэромобильная дивизия [5] (по терминологии Армии США — 1-я кавалерийская дивизия (1st Cavalry Division)), которая приняла участие во Вьетнамской войне. По итогам её боевого применения в 1969 году было принято решение о переформировании 101-й воздушно-десантной дивизии в аэромобильную дивизию. Позже аналогичные формирования меньшего состава начали создаваться в армиях Франции, Великобритании и Канады[3].