Деси Сангье Гьяцо


Деси Сангье Гьяцо (встречающиеся в литературе варианты написания имени: Сангье Гьямцо, Санчжай Джамцо и т. д.; 16531705) — выдающийся ученый, литератор, государственный деятель Тибета, регент (деси) Пятого Далай-ламы.

Родился в 1653 г. в местности Дронме недалеко от Лхасы. Его отца звали Асук, а мать — Путри Гьялмо. Он происходил из рода Цуртон Ванги Дордже, одного из четырёх главных учеников Марпа-лоцавы (1012—1097). По тибетской традиции Сангье Гьяцо с малых лет обучался письму, арифметике, астрологии, грамматике. Среди первых его учителей числятся Кеванг Пелден Пунцок, родной дядя Тринле Гьяцо, а также Дарпа-лоцава Нгаванг Пунцок.

С 1675 г. он вошел в ближайшее окружение Далай-ламы V. Последний стал коренным учителем Сангье Гьяцо, от которого он получал различные учения и наставления, например, по циклу медицинских учений «Юток-ньинтик». У Ньярик Намгьяла Дордже, представителя школы джанг, он получил наставления по практическим вопросам медицины — лекарственным средствам, кровеносным сосудам и т. д. Теоретические знания ему передали мастера школы сур Линто Чойдже Лосанг Гьяцо, Джанго Нансо Даргье, Дармо-менрампа Лосанг Чойдрак, Лхаксам и другие. По тибетскому медицинскому канону «Чжуд-ши» он прослушал устные наставления у Кьапдак Трацанпы, а по текстам глубокого учения «Юток-ньинтик» и «Ваза нектара» — у Сур Чойинг Рандол и Чойгьял Тердак Линпы[1].

В 1679 г. Сангье Гьяцо принял повторное предложение Далай-ламы V взять на себя обязанности регента. Накануне своей кончины в 1682 г. Далай-лама V собрал окружение для того, чтобы дать различные наставления по «двум родам установлений», светским и духовным. В частности, Далай-лама V передал Деси Сангье Гьяцо государственные и религиозные дела по управлению Тибетом, наделив его высоким полномочиями «владыки всех духовных и светских дел», таким статусом до этого не обладал ни один регент. Историк Шакабпа пишет, что Деси Сангье Гьяцо «выполнял множество обязанностей, включая и обязанности самого Далай-ламы V»[2].

Из разных источников известно, что Деси Сангье Гьяцо скрывал смерть Далай-ламы V вплоть до 1696 или 1697 г. объявив, что он «удалился во внутренние покои дворца Потала… чтобы предаться уединенному и углубленному созерцанию»[3]. В то же время Деси Сангье Гьяцо, продолжая управлять страной при якобы живом медитирующем Далай-ламе V, в 1685 г. тайно организовал поиски ребёнка — преемника Далай-ламы. Такой ребёнок был найден в Южном Тибете, в области Манъюл, но его существование как возможного преемника Далай-ламы тщательно скрывалось. Это был Цанъянг Гьяцо, будущий Далай-лама VI (1683—1706).

Из-за ряда внутренних и внешних политических конфликтов, которые возникли в Тибете на рубеже XVII—XVIII вв., в 1703 г. Деси Сангье Гьяцо был вынужден отказаться от регентства. Пост регента он передал своему старшему сыну Нгаванг Ринчену и за его спиной продолжал управлять правительством.