Детская коляска


Детская коляска — колёсное устройство для перевозки маленьких детей[1][2]. Положение ребёнка в коляске (сидя или лёжа) зависит от её типа и возраста ребёнка.

Согласно Максу Фасмеру, документированно слово коляска употребляется в русском языке с 1695 г. Родственно польскому kоlаsа, kolaska (повозка) и заимствовано из польского диалектического kolosa (повозка), чешского kоlеsа, koleska и kolo (колесо)[3].

Владимир Иванович Даль слово коляска связывает со словом колыхать (колебать, зыбать, качать, волновать). При этом приводит также примеры употребления схожих слов в XIX веке: южное и старинное колыска, вологодское колышки (качель, зыбка, люлька, колыбель, корзина, лукошко, в котором спит младенец); коляска (разновидность конной ездовой повозки, телеги)[4][5].

В XVIII веке в Великобритании герцог Девонширский попросил Уильяма Кента — художника, архитектора и ландшафтного дизайнера — создать коляску для своих детей. В 1733 году заказ был выполнен. От классической коляски в нашем понимании изделие Кента отличалось очень сильно. Это была очень красиво декорированная уменьшенная копия взрослой повозки, перемещать которую должен был пони или ослик. Ребёнок в этой коляске мог только сидеть.

Коляска быстро вошла в моду. Уже к 1840 году подобные коляски продавались в лавках и магазинах детских товаров. Даже королева Виктория приобрела для прогулок со своими наследниками три штуки. В некоторых моделях даже отказались от осликов, предоставив возможность тянуть коляску няням или родителям. Появились трехколёсные варианты. Чуть позже появились коляски-люльки, в которых можно было лежа прогуливать совсем маленьких детей. А в 1889 году Уильям Ричардсон запатентовал идею первой коляски, в которой положение сиденья можно было менять, ставя его как лицом к родителям, так и наоборот. Изобретатель также заменил жестко связанные осью колеса на независимые, что резко увеличило маневренность колясок.

С началом XX века родилась колясочная индустрия. Коляски стали дешевле и доступнее. Появилось множество моделей, в которых использовали большие колеса, капоры, тормоза, разные формы люлек. К середине века возникла проблема — громоздкие коляски было неудобно транспортировать в путешествиях. Потому изобрели лёгкие алюминиевые рамы и системы складывания колясок. Со временем детская индустрия адаптировала все современные технологичные достижения, сделав коляски очень легкими, компактными и удобными.


с установленным модулем-люлькой
с установленным прогулочным модулем
Модульная коляска