Детский дом


Де́тский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. По правовому статусу, обычно это образовательная организация или организация, оказывающая социальные услуги. От приютов отличается тем, что в последние детей помещают для временного проживания.

На 2012-й год в фостерной системе США находилось 397 тысяч детей. 47 % из них (184 тысячи) проживали с фостерными родителями-неродственниками, 28 % (108 тысяч) — в фостерных семьях родственников, 6 % (24 тысячи) — в групповых домах, 9 % (34 тысячи) — в учреждениях[1]. В 2012-м году из детей, покинувших фостерную систему, 51 % (122 тысячи) детей вернулись к своим родителям, 22 % (51 тысяча детей) были усыновлены, 7 % (16 тысяч) были переданы под опеку[1]. Около 100 тысяч детей из фостерной системы ожидают усыновления[2]. За год из фостера усыновляют примерно 50 тысяч детей, в половине случаев их усыновляют сами фостерные родители. Усыновление из фостерной системы — самое низкое по стоимости или полностью бесплатное[3].

После Октябрьской социалистической революции 1917 года система приютов была реорганизована. Одним из известнейших педагогов начала 1930-х годов (но отнюдь не единственным) был А. С. Макаренко, созданная которым система воспитания стала одним из важных элементов работы с бывшими беспризорниками. Макаренко собрал и дополнил разрозненные приёмы в целостную систему, описав её (по просьбам Максима Горького) в ряде произведений — в частности в «Педагогической поэме». Получившаяся система обеспечивала хорошие результаты, основой этой системы стали трудовое воспитание и демократия (самоуправление) ученического коллектива. В частности, некоторые специалисты, например семейный психолог Людмила Петрановская, говорят о том, что воспитанники Макаренко очень отличались от современных детдомовцев тем, что большинство из них в раннем детстве имели опыт нормальной семейной жизни[4][5]. Однако система Макаренко вошла в противоречие с линией руководства народного образования СССР, поскольку в условиях культа личности от граждан требовались личные качества, противоположные тем, которые она формировала. Поэтому использование системы было ограничено. Фактором, сдерживавшим применение системы в дальнейшем (с 1960 годов), стало то, что в СССР было законодательно запрещено эксплуатировать детский труд, иными словами, детям до 16 лет запретили заниматься любым производительным трудом[6].

В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи[7].

В начале 2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов)). Из них:

Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая: