Детский сад


Детский сад — учреждение для временного пребывания детей дошкольного возраста, а также комплекс таких учреждений. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).

Система детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.

Также в детском саду детям дают основу культурного поведения. Кроме подготовки к школе, там учат доброте и милосердию, рассказывают о моральных нормах и культурных ценностях.

Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в начале XIX века в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном — так называемая «школа для маленьких детей»[1][2].

Само название «Детский сад» (нем. Kindergarten) пришло из Германии, его придумал в 1837 году педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге. Это учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода, и выращивать их должны садовницы.

Фрёбель видел в детском саде преимущественно школу матерей. Итальянский физиолог и врач Мария Монтессори предложила свой «Дом ребёнка» как замену и продолжение семейного воспитания с целью подготовить детей к жизни: научить самостоятельно одеваться, умываться, накрывать на стол, есть, отчасти готовить, мыть посуду, убирать комнату и свои игрушки, а также подготовить к школе, дав первоначальные навыки чтения и письма. Парты и скамейки Монтессори заменила лёгкой детской мебелью, которую дети сами могут переносить. Дети самостоятельно убирали за собой посуду после еды, умывались и ходили в туалет. Система Монтессори предполагала наличие в детском саду площадки для игр с уголком, отведённым для огорода, где имелись приспособленные для детей сельскохозяйственные орудия. По её концепции, в своём Детском доме малыши являются хозяевами и работниками[3]. При этом она делала акцент на индивидуальном развитии чувств ребёнка, при котором взаимодействие детей в коллективе и собственно цели образования отходили на второй план. Поэтому российский педагог Сергей Иосифович Гессен критиковал Монтессори за механистичность, пренебрежение игрой и воображением, детским творческим началом, тогда как Фрёбель ориентировался на рост личности ребёнка, требующий всё усложняющегося и разностороннего материала, который «обращался бы к его душе, как к целому»[3].