Зерзан, Джон


Джон Зерзан (англ. John Zerzan; род. 1943) — американский философ-примитивист и социолог, один из основных представителей анархо-примитивизма.

Родился в Сейлеме, столице Орегона в семье небогатых эмигрантов из Чехословакии. Практически всю жизнь прожил в Орегоне. Учился в Стэнфордском Университете, затем получил степень магистра («Master’s degree» — год аспирантуры) в Университете штата в Сан-Франциско. Затем он написал докторскую диссертацию в Университете Южной Калифорнии, но ушёл оттуда, не защитившись.

Главное содержание его работ заключается в критике цивилизации и аграрной культуры добывания пищи. Он апеллирует к данным социальной антропологии и этнографии, наглядно убеждая в преимуществах первобытного строя и собирательства. Подлинный Золотой Век он находит в жизни бушменов и вообще племён, в которых обрядовость, шаманизм, одомашнивание животных, выращивание табака не получили развития, оставляя живущим в них людям безграничное единение с природой и её глубокое, непосредственное понимание. Все вышеперечисленные попытки изменять правила природы Зерзан всегда рассматривает как ошибочный и гибельный путь ухода от природы, «отчуждение». В своеобразную «ось зла» входят неолитическая революция и связываемое с ней развитие символической культуры, в частности языка и письменности. Позитивная программа Зерзана представлена пылким призывом к постепенному, но решительному возврату к корням человечества (см. Анархо-примитивизм), отказу от цивилизации. Именно там, в первобытном сообществе охотников-собирателей, он видит единственно возможное благополучие человека и идеал его взаимодействия с биосферой.

Зерзан опирается на негативную диалектику Адорно, дуалистично выводя два полярных состояния общества: первобытное (до неолитической революции), понимаемое как неотчуждённое, и «цивилизованное», понимаемое как отчуждённое и губительное.

В своих работах он использует огромное количество ссылок на антропологические данные, главным образом работы антропологов, среди которых особенно часто приводятся Маршал Салинс и Ричард Б. Ли.

В то же время, участвуя в полемике, Зерзан часто переходит к субъективным оценкам при качественном сокращении реферативного материала (см. его рецензии на книги Букчина и Бодрийяра в сборнике «Примитивный человек будущего»).