Джоплин, Скотт


Скотт Джо́плин (англ. Scott Joplin; 24 ноября 1868 года[2], Северный Техас — 1 апреля 1917 года, Нью-Йорк) — афроамериканский композитор и пианист, автор 44 регтаймов, наиболее известные из которых — «Артист эстрады» и «Кленовый лист». Считается крупнейшим автором рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти. При жизни его музыка воспринималась афроамериканской общиной как «слишком белая», а белыми — напротив, как «слишком чёрная», не отвечавшая классическим канонам. Интерес к творчеству Джоплина возродился в 1970-х годах. В 1977 году о нём был снят биографический фильм «Скотт Джоплин», главную роль в котором сыграл Билли Ди Уильямс[3].

Предполагается, что Скотт Джоплин родился 24 ноября 1868[2] года в пригороде Тексарканы, штат Техас. Он был вторым из шести детей в семье Джайлза Джоплина из Северной Каролины (родился около 1842 года[4]) и Флоренс Гивенс из Кентукки[5][6][7] (родилась около 1841 года[4]). Старшего брата Скотта звали Монро, а двух младших — Роберт и Уилл, также в семье были две дочери[8].

Джоплины долгое время переезжали с места на место в поисках лучших условий для жизни[9]. Побывав в Линдене, а затем в Джефферсоне, семья в конечном итоге обосновалась в Тексаркане, где отец трудился в железнодорожной компании, а мать работала уборщицей.

С самого детства Скотт проявлял способности к музыке, что было замечено соседом по дому, чернокожим музыкантом Дж. К. Джонсоном, который согласился научить мальчика нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Уже в семилетнем возрасте Скотт хорошо играл на фортепиано[10]. К 11 годам он научился с лёгкостью исполнять сложные произведения[11].

В 1880 году Джайлз Джоплин ушёл из семьи к другой женщине, оставив детей на попечение матери. Биограф Сюзан Кёртис в своей книге «Dictionary of Missouri Biography» придерживается мнения, что возможной причиной расставания родителей Джоплина мог стать тот факт, что Флоренс, которая любила петь и играть на банджо[12], поддерживала творческие начинания сына. Отец же настаивал на том, чтобы Скотт получал рабочую профессию, которая была бы стабильна и гарантировала хлеб в доме[13][14]. При этом Джайлз сам когда-то занимался музыкой и играл на скрипке в былые годы рабовладельческого строя[12].

Джайлз продолжал поддерживать отношения с Флоренс, но никогда больше не жил вместе с бывшей женой и детьми. Финансовое положение матери семейства было отчаянным, ей и детям пришлось спешно переехать в более дешёвый дом, сама она нанялась работницей в дом к зажиточным белым людям[15]. Тем не менее дети продолжали получать образование, а Скотт — и уроки музыки. Старший сын Монро к тому времени уже был достаточно взрослым и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно.