Джорджоне


Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio, Zorzi, Zorzo Barbarelli da Castelfranco, detto Giorgione; 1477/1478, Кастельфранко-Венето — 17 сентября 1510, Венеция)[3] — итальянский живописец, представитель венецианской школы; один из выдающихся мастеров Высокого Возрождения. Необычайно одарённый художник, он был также поэтом и музыкантом. Джорджоне прожил короткую жизнь, но успел создать особое, идиллическое направление в живописи, продолжателем которого, отчасти, стал Тициан Вечеллио.

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. В 1493 году переехал в Венецию и поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Ироничное прозвание «Джорджоне» («Большой Джорджио», с увеличительным суффиксом «one»), вероятно, связано с его хрупким телосложением и небольшим ростом[4]. В «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари сказано несколько иначе: «За внешний свой облик и за величие духа»[5].

Несмотря на большую популярность художника при жизни, он является одной из самых загадочных фигур в истории живописи. Джорджоне не подписал ни одной работы, и создание каталога, а также определение иконографических значений многих его произведений является предметом споров учёных. «Джорджоне всегда оставался неуловимым и загадочным художником, настолько, что, по определению Габриэле Д’Аннунцио, казался „скорее мифом, чем человеком“»[6].

В 1497 году появилась первая самостоятельная работа художника — «Христос, Несущий Крест». Согласно Джорджо Вазари, в марте 1500 года Джорджоне встречался с «мимолётно побывавшим в Венеции» Леонардо да Винчи. Однако исследователи отмечают, что в точности неизвестно, видел ли Джорджоне произведения Леонардо; скорее, на него могли оказать влияние «леонардески» (ученики и последователи мастера), а также произведения «эмилианской» (феррарской) школы (области Эмилия-Романья), в частности произведения Лоренцо Косты[7].

В 1504 году Джорджоне выполнил заказанный ему алтарный образ «Мадонна Кастельфранко», предназначенный для капеллы знатной семьи Костанцо кафедрального Собора в Кастельфранко-Венето, родном городе художника.

По распоряжению Сената Венецианской республики в 1508 году Джорджоне вместе с Тицианом создали наружные фрески здания «Немецкого подворья»: Фондако-деи-Тедески на Большом канале — уникальный опыт для Венеции, города с влажным климатом, противопоказанным для фресковых росписей (сохранился лишь небольшой фрагмент с изображением женской фигуры).