Беркли, Джордж


Джордж Бе́ркли, известный в историографии как епископ Беркли (англ. George Berkeley, Bishop Berkeley; 12 марта 1685Томастаун, графство Килкенни, Ирландия14 января 1753, там же) — англо-ирландский философ, священнослужитель англиканской церкви Ирландии, епископ Клойна с 1734 года. В истории философии наиболее известен как основоположник теории субъективного идеализма («‎имматериализма»), отрицающей существование материальной субстанции и вместо этого утверждающей, что привычные объекты, такие как столы и стулья, являются идеями, воспринимаемыми разумом, и, как следствие, не могут существовать без восприятия. Беркли также известен своей критикой абстракции, важной предпосылкой в его аргументе в пользу имматериализма[1].

В 1709 году Беркли опубликовал свою первую крупную работу «Опыт новой теории зрения», в которой он рассмотрел ограничения человеческого зрения и выдвинул теорию о том, что надлежащие объекты зрения — это не материальные объекты, а свет и цвет[2]. Это предвосхитило его главный философский труд «Трактат о принципах человеческого знания» в 1710 году, который, после того, как его плохо приняли, он переписал в форме диалога и опубликовал в 1713 году под названием «Три разговора между Гиласом и Филониусом»[3]. В этой книге взгляды Беркли были представлены Филониусом (греч. «Любящий разум»), а Гилас («гюле», греч. «Материя») олицетворяет противников англо-ирландского мыслителя, в частности Джона Локка.

В трактате «О движении» (1721 год) Беркли выступил против учения Исаака Ньютона об абсолютном пространстве, времени и движении[4]. Его аргументы предшествовали взглядам Маха и Эйнштейна[5][6]. В 1732 году он опубликовал «Алсифрон», христианскую апологетику против вольнодумцев, а в 1734 году он опубликовал «Аналитик», критику основ исчисления, оказавшего влияние на развитие математики[7].

Интерес к работам Беркли возрос после Второй мировой войны, потому что он поднимал многие вопросы, представлявшие первостепенный интерес для философии XX века: проблемы восприятия, разница между первичными и вторичными качествами и важность языка[8].