Джотто ди Бондоне


Джо́тто ди Бондо́не (итал. Giotto di Bondone; 1266 или 1267, Виккьо — 8 января 1337, Флоренция) — итальянский живописец и архитектор XIV века, один из первых представителей проторенессанса. Ключевая фигура в истории западноевропейского искусства. Преодолевая византийскую иконописную традицию, Джотто стал основателем итальянской школы живописи, разработал новый подход к изображению пространства. Произведениями Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

Джотто родился в 1266 либо 1267 году в деревне Веспиньяно близь городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в семье кузнеца. Ранее были и иные предположения о дате рождения Джотто, вплоть до 1275 года и даже позже. Например, Вазари полагал, что Джотто родился в 1276 году. Однако современные датировки ранних работ, достаточно уверенно атрибутированных Джотто, заставляют отнести его рождение на более ранние годы (см. далее, например, о работах в Ассизи). Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313). Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли — считается, что участок с усадьбой Джотто включил в себя место, где стоял дом его родителей — и построил в усадьбе новый дом, который использовал и как жилой, и как собственную художественную мастерскую. Этот дом сохраняется общественным фондом из Виккьо как музей «Casa natale del Giotto» и открыт для посещения. Ещё по одной версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Св. Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как «del popolo di Santa Maria Novella». Вероятнее всего, это означает не место рождения, а место постоянного проживания либо владения домом во Флоренции.

Имя Джотто, возможно, — сокращенное «Амброджотто» (от «Амброджио»), но не исключено, что это самостоятельное имя, образованное на старом тосканском диалекте [6].

По сообщению Вазари и других авторов, Джотто был учеником Чимабуэ (эту точку зрения подвергают сомнению отдельные современные исследователи). Рассказ о том, как Чимабуэ, проезжая по мосту через реку Сьеве около Веспиньяно на пути из Флоренции в Ареццо, увидел рядом с мостом юного пастуха, который рисовал «с натуры» овцу угольком на плоском камне у дороги — а это и был Джотто — понял, что перед ним талант и взял его к себе в ученики, ныне многими историками искусства считается легендой[7], восходящей к «Жизнеописаниям…» Вазари. Но этот сохранившийся древний мост вблизи Веспиньяно до сих пор носит имя «Ponte Cimabue» («мост Чимабуе») и рядом с ним установлена ещё в позапрошлом веке стела с описанием встречи Чимабуе и Джотто и, с другой стороны моста, небольшой памятник начала XX века, на котором изображен Чимабуе, наблюдающий за мальчиком, рисующим на камне овцу.

Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо в Ассизи и, по оценке того же Вазари, ученик превзошёл учителя.