Смит, Джун Эдит


Джун Эдит Смит или Джун Мансфилд Миллер (12 января 1902, Герцогство Буковина — февраль 1979, Финикс, Марикопа, США) — танцовщица, вторая жена известного американского писателя Генри Миллера, оказавшая важное влияние на его творчество и в целом на становление его, как писателя. Джун была его «энергетическим соавтором», которая настояла на том, чтобы он бросил работу «от звонка до звонка» и стал писателем.

Джун родилась в Буковине, части Австро-Венгрии на тот момент, под именем Джулиет Шмердт (Juliet Smerdt). Когда ей было 5 лет, её семья переехала в США, в Нью-Йорк. Судя по всему, Джун была из еврейской семьи, о чём есть «намёки» в разных романах Генри Миллера (например, «Плексус» и «Тропик Козерога»), хотя в его произведениях сложно отделить действительные автобиографические данные от вымысла или сюрреалистических метафор (например, в том же «Тропике Козерога» Миллер пишет, что у неё «славянские скулы»).

Джун окончила школу в Нью-Йорке, однако нет никаких подтверждений того, что она окончила какое-либо высшее учебное заведение. С конца 1910-х гг. работала платной партнёршей по танцам в дансингах.

В 1923 или году она на дансинге знакомится с Генри Миллером, когда ей был 21, а ему 31 год (хотя в «Тропике Козерога» Миллер пишет, что ей было 18). Миллер на тот момент ещё не был писателем, а работал управляющим по найму в крупной телеграфной компании (в своих будущих произведениях он называет её «Космодемонической»).

Они начинают жить вместе, а летом 1924 года после того, как Миллер разводится со своей первой женой, они женятся. Джун настояла на том, чтобы Миллер бросил работу «от звонка до звонка» и всецело посвятил себя литературе. При этом она взяла на себя заботу о материальном обеспечении их семьи после того, как Миллер уволился с работы.

Генри и Джун начинают вести богемный образ жизни, стали частыми посетителями чайных, где велись дискуссии о психоанализе, сексуальной свободе и входившем в моду гомосексуализме. В 1926 году у Джун начинается роман с Джин Кронски, известной в богемных кругах под именем Мары. Мара поселяется у Миллеров. Генри был консервативен в вопросах секса и с трудом переносил происходившее. В итоге Мара и Джун тайком уезжают в Париж в апреле 1927 года. Миллер брал у Мары уроки живописи и, оставшись один, начал писать картины. Тем временем, женщины начали ссориться, и всего через 3 месяца, в июне 1927 года Джун возвращается к Миллеру в Нью-Йорк.